Воспоминания Кашлакова Игоря
Уважаемые винницкие и невинницкие трамвайщики! Я старый винничанин, жил там до 1976 года, и к тому же фанатик трамвая - видимо, по наследству передалось (мой дядя водил первые ET54 и ET57 в Виннице). Трамвай я стал помнить очень хорошо с четырех лет, смешно? Но правда.
Дядя рассказывал, что после войны в Виннице еще очень долгое время контактная сеть была смонтирована на старых деревянных столбах. Даже смешной случай был: где-то в районе 3-го маршрута на однопутном участке корова решила почесаться боком об трамвайный столб. Столб рухнул! Трухлявый был, видать. Думаю, по этой причине токоприемники в Виннице были поначалу дуговые!
Я сам помню винницкий трамвай с 1963 года - тогда уже все Готы были с пантографами, а киевские вагоны серии 900 так и остались дуговыми.
Двухосные деревянные трамваи киевского завода им. Дзержинского (ранее Домбаля) все, кроме одного, были односторонними. Лишь где-то в 1972 году (могу ошибиться на год) появился один-единственный трамвай К (после капитального ремонта) двусторонний! не помню номер, но он практически никогда не ходил на регулярных маршрутах - это был, очевидно, служебный вагон для ночных смен, развозок и т.п. Очень часто этот вагон стоял на реверсном пути в конце бульвара Коцюбинского(ныне уничтоженного)- прямо напротив Дома офицеров бульвар прерывался перед площадью, и там был "обратный" стрелочный перевод на колею противоположного направления.
Еще помню, что эти двухосные вагоны ходили только по двум маршрутам - сначала 3-му (до химкомбината), а затем, когда построили второй путь на площали Гагарина - по пятому.
На всех деревянных киевских трамваях веревка свисала длинной петлей по правому борту и была одним концом привязана под окном кондуктора, а другим – к «дуге». Трамваи летом ходили с открытыми окнами, бывало сидишь – а веревка за окном ходит вверх-вниз! Студенты часто останавливали трамвай, чтобы всем запихнуться туда – трамваи ходили переполненные; один хватает за веревку и держит, покуда все не влезут!
.........Много чего мог бы еще рассказать. Я видел двухосный цельнометаллический вагон в 1964 году - мне было пять лет. По-моему, порядковый номер был 18 (бывший киевский №903). Он был странной попыткой изобразить МТВ-82 на двух осях и узкой колее. Я запомнил этот номер №18, потому что у него были standee windows - окна для стоящих пассажиров, овальные. У нас в Виннице такие окна были только у "Ляли Ратушной" - речного пароходика, курсировавшего в Сабаров и обратно. Когда я вырос и начитался умных книжек, я узнал, что это в самом деле были одни и те же окна - и все вместе от МТВ-82. Это была унификация транспорта, поэтому речные пароходики, выпускавшиеся серийно, оборудовали окнами от трамваев и троллейбусов.
Особенно интересно, что последние 10 лет перед списанием киевские вагоны были отремонтированы - им сменили лобовые стенки и сделали нечто похожее на дизайн "Готы".
Однако среди трамваев того времени было два уникальных двухвагонных состава - номера запомнил на всю жизнь! 11-47 и 48-12. Непонятно по какой причине, моторный 11-й таскал за собой прицеп от 48-го, а моторный 48-й -т наоборот. Я поэтому и запомнил: номера наоборот дважды, плюс разные корпуса. Ребята, трудно объяснить!!!!!!!
В ботаническом саду видел кузов настоящего бельгийского вагона 1913 года поставки. Я тогда в шестом классе учился, и нас посылали "на отработки" в июне. Пришли, нам говорят - вон ТАМ зайдите и возьмите грабли, сапки и лопаты. Ну, я и зашел... Это был, вросший в землю, маленький, коротенький, почти игрушечный, вагончик с двумя продольными рядами скамеек вдоль окон. Лобовые окна уже кто-то испортил, вставив в них форточки, и они выглядели, как окошки в хате... Никогда не забуду.
Забыл сказать насчет раскраски трамваев. Раскраска всегда была одна и та же: желтый верх - синенькая полоска подоконного пояса - темно-красный низ. Впереди была серебряная звезда, украшавшая лобовую главную фару. Это для деревянных вагонов. "Готы" раскрашивались так же, но синяя полоса следовала "внутри" чудных серебристых рельефных окантовок. Маршрутные таблички всегда вешали посередине вагона, под синей полоской.
Я помню оригинальную раскраску первых вагонов ЕТ-62 - какая это была красота!!! Цвет крыши был нежно-серый. Цвет кузова был настоящий пурпурный, а вместо желтого цвета использовался желто-бежевый. Эти вагоны сверкали на солнце своими полированными боками и казались мне, маленькому мальчику, каким-то чудом. Я мог часами стоять на конечной остановке и наблюдать, как грациозно они разворачивались, слушать неповторимый глухой звук редуктора контроллера и закрывающихся дверей. Для маленького провинциального города трамвай был тогда единственным признаком цивилизации. Впрчем, как и сегодня для любого города!
Единственными "жовто-блакитними" вагонами в моем детстве были два служебных раритета под номерами В-1 и В-2. Видимо, это были чудом сохранившиеся бельгийские вагоны, переделанные под служебные. Потом, где-то в начале 70-х, их списали.
По поводу швейцарских трамваев. Не знаю, как Вы, а я очень рад за мой родной город. Я неоднократно бывал в Цюрихе в 1994-96 гг., когда эти трамваи еще были в эксплуатации - это исключительно надежная и удобная техника, к тому же предназначенная для "горного" профиля пути - Цюрих, как и Винница, имеет очень крутые уклоны.
Я сам не был в Виннице более 15 лет. Надеюсь, когда-нибудь снова приеду.
Кашлаков Игорь
Москва
Коментарі
С большим интересом прочитал воспоминания И.Кошлакова. Сам я винничанин с 1951 года и эти строчки подняли из глубины памяти личные впечатления.
Я, конечно, не ориентировался в названии вагонов, но отлично помню деревянные скамейки старых трамваев, расположенные ВДОЛЬ вагона, и ручки, высоко болтающиеся на кожаных ремнях,по-моему, за них никогда не держались.
При толкучке в вагоне кондуктор стояла на сидении у задней двери и обилечивала пассажиров.
Когда появились немецкие вагоны, сиденья у них стояли только по ходу движения, это было так здорово!
А как классно было крутить тормозное колесо на задней площадке, когда оно уже играло только бутафорскую роль.
Двери немецких вагонов можно было, натужившись, открыть руками и выпрыгнуть на ходу.
А ещё висели гроздьями на поручнях открытых дверей, и на каждой остановке ухитрялись повиснуть новые и новые пассажиры.
Я немного не согласен с автором по поводу "реверсного пути в конце бульвара Коцюбинского". Я считаю, как профессиональный железнодорожник, что изначально это был съезд для трамвая 3-го маршрута, идущего на супзавод. Здесь он ожидал встречный вагон, т.к. по ул.Ворошилова была однопутка. Следующий разъед был по ул.Фрунзе в районе ул.Некрасова. Никогда не видел, чтобы там разворачивались вагоны, даже при двухкабинной схеме, а вот как стояли вагоны в ожидании - видел.
А вот до войны, как рассказывали мои дядя и тетя, на остановках трамвая дежурил милиционер, который не только следил за порядком, но и сигналом свистка давал отправление.
Думаю, что эта рубрика вызовет воспоминания и других винничан, и они их опубликуют здесь на сайте.
Спасибо за комментарий, очень интересная информация, перенёс на отдельную страницу: Воспоминания Бориса Палатника. В дальнейшем будет реализован доступ для публикации в соотв-щих рубриках зарегистрированным пользователям.
Я покинул Винницу в 1989.
Помню один свидетель утверждал что был в трамвае который упал с моста в воду.
Думаю это было в 30-х или 40-х или 50-х.
Есть ли какие подробности?
Михаил,
США
Это действительно было, только до войны. Тогда трамвай ходил через остров, и там был очень крутой спуск - на этом сайте есть фотографии. Тормоза отказали, и вагон скатился в Буг.