Пассажирские самолёты-памятники Винницы
В нашем городе таких самолетов было три. Далеко не каждый город мог похвастать такой коллекцией. Разве что только тот, где располагались музеи гражданской авиации. Интересно, чьей волей наш город получил в то время эти три лайнера?
Сегодня эти самолеты могли бы стать визитной карточкой нашего города, его украшением, как и тогда. Ведь это были очень интересные модели пассажирских самолетов СССР, а две из них на сегодня даже уникальны. К сожалению ни один самолет до наших дней не сохранился. Первые годы независимости уничтожили их.
ИЛ-14
ИЛ-14 - первый крупносерийный пассажирский лайнер СССР. Он был создан после войны в конструкторском бюро С. В. Ильюшина для пассажирских линий средней и малой протяженности.
Ил-14 в середине 1950-х годов стал основным магистральным самолётом Аэрофлота. Самолёты Ил-14П (18 пассажирских мест) и Ил-14М (24 места) до начала 1960-х являлись основными типами советских пассажирских самолётов на магистральных внутренних и международных воздушных линиях. Полеты на нем оставляли впечатление комфортабельности, надежности, быстроты, хотя крейсерская скорость его не превышала 350 километров в час. После внедрения на авиалиниях СССР газотурбинных пассажирских самолётов Ан-24, Ил-14 стали использоваться на местных воздушных линиях.
Простота эксплуатации и ремонта, заложенная в конструкции, также способствовала закреплению его доброй репутации у пилотов и техников. Самолет этой модели выпускался с 1953 по 1959 год. Всего было произведено немногим более 1000 лайнеров.
Вот видите, какой уникальный самолет долгое время стоял во внутреннем дворике Дома Офицеров, выглядывая носом на проспект Коцюбинского. У него даже был трап, но попасть внутрь этого самолета лично мне не удалось. Я только снаружи как-то попытался попробывать провернуть винты - но это мне не удалось.
По информации винничанина Вадима Постернака в самолете изначально был оборудован детский кинотеатр. Бухгалтерша дома офицеров в форме стюардессы продавала билеты на сеансы. К концу 80-х кинотеатр стал потихоньку приходить в упадок. Сперва работал только по праздником, потом его вовсе закрыли. Долгое время стоял как авиапамятник. Несколько раз подвергался попыткам вандализма - было несколько поджогов. После очередного самолет порезали на части и увезли...
Примерно в 1991 году этот самолет был первым из трёх порезан на лом. Общественность города тогда безмолвно молчала. Ни одна газета не написала об этом. Он просто однажды тихо исчез, просто испарилось 12 тонн алюминия.
На сегодня таких самолетов в мире практически не осталось. Все что сохранились - можно пересчитать на пальцах. Вот так Винница потеряла свой уникальный самолет.
Фотографии винницкого ИЛ-14 в 1989 году
ТУ-104
Это прославленный реактивный первенец Аэрофлота Ту-104. Благодаря ему наша страна в сентябре 1956 года открыла новую эру в мировом воздушном транспорте - эру реактивной пассажирской авиации.
Историческая справка этого борта:
Ту-104А (9350904 СССР-42455)
Произведен в сентябре 1959 года. 9 октября 1959 года поступил в Узбекское УГА (УзУГА) Ташкентский ОАО (а/п Ташкент-Южный). Зарегистрирован, как СССР-42455, 29 октября 1959 года. 2 февраля 1962 году передан в Грузинское УГА (ГУГА) 112 ЛО (а/п Тбилиси-Новоалексеевка). 18 октября 1977 года передан в Украинское УГА (УкрУГА). Был переоборудован в вариант Ту-104В на 100 пассажирских мест. Списан 20 ноября 1979 года по отработке межремонтного ресурса. Установлен позже как авиапамятник в г. Винница (Украина) на детской площадке, вблизи автовокзала, по улице Киевской. Использовался как детский кинотеатр "ТУ-104".
Демонтирован и утилизирован осенью 1991 года. На месте авиапамятника построена греко-католическая церковь.
Когда данный самолет был кинотеатром, мне к сожалению побывать в нем не удалось. Но помню, что возле него был стенд с афишей сеансов.
Потом, в середине 80-х годов, входные лестницы убрали. Самолет несколько лет стоял закрытым и недоступным. После появилась новая лестница, вероятно часть настоящего самоходного трапа. Для чего вдруг появился этот новый трап? Возможно были виды на восстановление самолета как памятника или музея. Позже кто-то взломал дверь и детвора Винницы смогла беспрепятственно попадать внутрь лайнера. Это стал самый настоящий самолёт нашего детства. Хотя внутри ровным счетом ничего не было, но это был настоящий самолет! Салон был пуст: пассажирские кресла отсутствовали, только частично сохранилась внутренняя оббивка. Но зато была практически цела кабина пилотов: штурвалы работали, панель приборов тоже была частично в сборе. Иногда приходилось занимать очередь, что бы сесть за штурвал.
Кто хотел - вылазили через аварийные люки на крылья самолета. А кто более смелый - подходил на самый край крыла и качал его.
Взрослым видимо не нравилось, что дети лазят по самолету. Поэтому иногда дверь закрывали навесным замком на петлях. Мы нашли способ попадать в самолет через отсек передней стойки шасси - через люк. Тогда этот отсек заварили решеткой. Но через некоторое время благополучно исчез замок на двери вместе с петлями, и мы снова были внутри.
Это был самолет детей 80-х!
ТУ-104 был первым пассажирским реактивным самолетом мира, который достигал скорости до 1000 км\ч и брал на борт до 100 пассажиров. В этом была уникальность этого самолета, того, который стоял на улице Киевской. И если бы данный борт сохранился до наших дней, мы могли бы его с гордостью показывать гостям города как одну из достопримечательностей.
Фото винницкого самолета ТУ-104 в аэропорту "Борисполь" (конец 70-х гг ХХ века)
Детский кинотеатр "ТУ-104". Фото 80-х годов ХХ века
Вид самолета в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века Старый трап заменен на новый.
Кабина пилотов и штурмана - любимое место местной детворы. Садись и взлетай...
Под самолетом
Один из трёх постаментов, на котором стоял ТУ-104 завалялся на задворках церкви
АН-24
Тип воздушного судна: АН-24РВ
Регистрационный номер: СССР-46281
Историческая справка этого борта:
Дата регистрации: 27 октября 1967 года. С этого времени эксплуатировался в Армянском УГА. 18 апреля 1972 года передан в Кировоградскую ШВЛП. Списан в 1983 году, вскоре после списания установлен в г. Виннице на ул.Чехова напротив проходной авиаремзавода. По другой информации, установлен там в 1979 году, а официально списан в 1983.
Утилизирован в 1994-1995 году, его отдельные части долгое время валялись на винницкой свалке "Вторцветмет".
В силу того, что сам самолет находился в отдалении от центра города, вероятно что был просто авиапамятником и никаких других смежных функций не выполнял. Стационарных трапов возле него не было. Стоял напротив проходной авиаремонтного завода. Открытым его не видел. Пару раз пытались вскарабкаться, что бы посмотреть в его иллюминаторы. Помню, вроде были видны пассажирские кресла.
Ан-24 - первый турбовинтовой пассажирский самолёт для линий малой и средней протяжённости. Дальность полёта: 2000 км. Крейсерская скорость: 450 км/ч. Максимальная взлётная масса: 21 т.
Как видим, эти модели винницких самолетов были первенцами эпох советского авиасторения, и несли на своих крыльях историческую нагрузку. Но в начале 90-х это вдруг стало никому не нужным и они просто однажды исчезли. Да что говорить, в те годы город потерял аэропорт, то что говорить о трех старых списанных самолетах. Они в свое время удивляли гостей города и радовали детей. И мы помним их.
Так кто же собрал эти самолеты в Виннице? Как они тут оказывались? В чем был замысел? Наш город обладал небольшой коллекцией достаточно уникальных пассажирских самолетов. Мне кажется это происходило неспроста.
Может кто то знает предысторию появления этих самолетов в Виннице и может ответить - кто и зачем собрал их в нашем городе?
Автор ч\б фотографий: Влад Луженецкий.
Использована информация из Википедии и Сайта авиационной истории.
Коментарі
Народ, прошу дополнять информацию Вашими воспоминаниями об этих самолетах, возможно знаете их историю. Интересны любые мелочи.
Кстати интересны даты, когда эти самолеты были утсановлены. И каким образом они доставлялись на места сьтоянок?
Думаю, что они прилетели в Винницу свим ходом. А вот как по городу?
Могу предполагать, что ТУшка была установлена после 1983 года, т.к. до этого в Виннице небыло аэропрта с бетонной ВПП, аэти саомлеты требовали именно такую. ИЛ и АН могли приземлиться и на грунтовую полосу старого аэропорта.
И так самолеты устанавливались в связи с тем что космонавт Береговой приезжал в Винницу это было примерно в 70-х годах, как раз в то время и установили самолет на проспекте Космонавтов и там было собрание, о чем была речь не известно и ему показывали эту авиацию. Ну как я помню ИЛ-14 установили в начале 90-х стоял до ~98 года, его сняли что бы строить церковь, но проект заморозили. Что мне сказали про Ту-104. Ввозили его на шасси тягачем по городу в ночное время, крылья устанавливались уже на месте установки и везлись отдельно. В нем показывали мультики, самолет сам был практически как и пассажирский с измененными сиденьями, цена была 10 копеек, частенько не работал и когда в ~89 году должны были строить Греко-Католическую церковь его убрали за 2 дня. Как мне известно приехали с резаками и большими кусками его погружали на грузовой транспорт и увозили, на второй день остатки убрали и того момента о самолетах никакой информации, никто даже не успел осознавать что их нет, т.к. сняли просто в миг без информирования. Об АН-24 информации пока что нет
С датами напутано точно. Не мог ил-14 устанавливаться в 90-х ) Его в те годы демонтировали.
Влад, спасибо за интересные дополнения.
Есть ещё такая информация по ИЛ-14. В начале 90-х в Виннице был запущен и быстро приобрёл популярность проект "33 канал"- трансляция в дециметровом диапазоне современных зарубежных фильмов, передач и т.д. Телепрограмма на неделю и городские новости отражались в одноимённой газете, которая в то время продавалась на одном сложенном печатном листе, который надо было самостоятельно разрезать сверху и снизу чтобы получилось подобие книжки. Однажды в этой газете появилась статья под названием "самолёт "для мебели" у дома офицеров". Там была изображена его фотография с такого ракурса, как моя третья по счёту здесь выложенная, и вкратце рассказывалось о том, когда он был установлен, что в нём было и что его городские власти собираются демонтировать, т.к он мол стал старый, трухлявый, место занимает, а на его месте можно что-то построить. Вскоре после выхода этой статьи его и уничтожили. Статья была издана именно в то время, когда газету нужно было разрезать чтобы прочесть, а в таком виде она издавалась около года от момента открытия проекта. Проект был открыт в 1991 году, где-то в декабре. Поэтому скорее всего самолёт был уничтожен как раз в 1992 году.
А ещё, самолёт Ту 104 упал на хвост, и последние пару месяцев стоял с задранным носом как ракета. Потом порезали.
Фото с самолетом из моей родни, зима 1979, есть еще фото скоро сюда добавлю
Сразу хочу сказать, что я -автор всех ч/б фото, кроме фото со штампом одноклассников. Фотографии датированы 1989 годом. Во времена СССР в каждом крупном городе- областном центре и не только ставились авиапамятники из числа списанных самолётов. Цель была одна- популяризация гражданской авиации среди населения. В городах, так или иначе связянных с авиацией этих памятников могло быть несколько. В Виннице (где был ко всему прочему и КП ВВС) как мы знаем их было четыре. МИГ-15 в торце проспекта Космонавтов был установлен в марте 1969 года, это однозначно и бесспорно- там есть на стелле надпись. Что касается ИЛ-14. Переговорил сегодня со знакомым, он утверждает, что самолёт появился там где-то в середине 70-х, назвал дату 1976 год. Лично я склоняюсь к мысли о том, что он появился там вскоре после сдачи Дома Офицеров в эксплуатацию. Борт до этого находился на Винницком аэродроме, а после списания его забрали во двор Дома Офицеров. Косвенно подтверждает это то, что я сам 1976 г.р, и когда я стал осознанно понимать окружающий мир, самолёт этот там уже стоял. Что касается кинотеатра там- весьма сомнительно. Там был скорее всего не кинотеатр а музей, билеты в который в форме стюардессы продавала бухгалтер (скорее всего кассир) Дома Офицеров. Для кинотеатра самолёт был сильно маленьким. Одно время (до середины 80-х годов) самолёт был весьма ухоженный, затем его состояние неуклонно стало ухудшаться. Доступ к нему был открытым- можно было спокойно зайти на детскую площадку, располагавшуюся сзади Дома Офицеров, и оттуда попасть к самолёту. Насчёт актов вандализма я не припомню, но незадолго до уничтожения у него была обуглена снизу хвостовая часть. Полностью уничтожен был скорее всего в 1992 году, я помню что ходили слухи что на его месте должно быть построено то ли кафе то ли что-то ещё. Ту-104 появился напротив автовокзала ориентировочно в 1979 году, но я склоняюсь к тому, что это была весна 1980 года. Пассажирские перевозки на Ту-104 были запрещены после катастрофы ТУ-104 б/н: СССР-42444 во Внуково 17 марта 1979 года, подробности этой катастрофы (рассказ штурмана) можно прочитать по ссылке:http://aviahistory.ucoz.ru/index/0-265 . После запрета пассажирских перевозок один борт Ту-104 б/н: СССР-42460 (Пулково) летал ещё год (учебно-тренировочные полёты), официально полностью полёты Ту-104 прекращены с 1981 года. Однако в 1986 году состоялся перелёт одного Ту-104 б/н: СССР-42322 (самолёт военный, был на хранении с 1981г по 1986г) из Североморска в Ульяновск, где передан в Музей Гражданской Авиации (с этой целью его туда и перегнали). Этот полёт считается официально самым последним полётом Ту-104 в небе СССР. Ходят слухи, что в 1988 году в Хабаровске видели летающий Ту-104... Исходя из информации из реестра Ту-104 по конкретно нашему борту (списан в ноябре 1979 года), то можно предположить что весной-летом 1980г он занял своё почётное место в нашем городе. Его могли привезти по частям из другого города Украины (например, перегнали в Житомир а оттуда к нам. Кстати, в Житомире в ЦПКиО до сих пор стоит Ту-104!) Кинотеатр в нём я помню, но работал он до середины 80-х, мне кажется что до 1986г. Кабина в самолёте была целая, детворе, пришедшей на сеанс, её охотно показывали. Приборы по-моему были не все, вместо недостающих были прикручены куски фанеры, выкрашенной в чёрный цвет. Но штурвалы, РУДы и педали точно были! Мульты крутили по принципу проекции на просвет- т.е проекторы располагались за полупрозрачным экраном, со стороны кабины (где служебное помещение). Впечатление этот кинотеатр не произвёл на меня. Довольно неудобно было смотреть кино из-за кресел (почему-то припоминаю, что там были НЕ САМОЛЁТНЫЕ!), да и было довольно душно. Очевидно за 5-6 лет эксплуатации подобных кинотеатров по всей территории СССР Министерство культуры признало их более неактуальными. Проблеммы были с обслуживанием проекционной техники, работающей по принципу проекции "на просвет", сложностью поддержания постоянного микроклимата в салоне, повышенным требованиям к пожарной безопасности да и дороговизной содержания в целости и сохранности самого самолёта, находившегося круглый год под открытым небом. И скорее всего тем, что кинотеатр этот был сезонным- с середины весны до середины осени- нерентабельно. Точно могу сказать то, что два трапа у самолёта были в то время, когда он был кинотеатром. Они просто обязаны были быть- основной и эвакуационный выходы по требованиям пожарной безопасности. Когда кинотеатр закрыли- трапы убрали совсем и около года в него можно было попасть только через люк в носовой стойке шасси, но к тому времени в салоне уже не было ни кресел ни проекторов. Оставалась только кабина. Как раз именно в то время и была наварена упомянутая Олегом решётка. Позже (году в 1987-1988) появился одиночный трап. Говорили, что хотели сделать из самолёта детское кафе. Учитывая то, что самолёт был частью детской площадки (за ним находилась игровая площадка с горкой- спутником, а позади неё- сказочный городок с горками,лабиринтами и башенками)- то можно предположить что такая идея имела место быть. Однако через время начался кризис в СССР и идея провалилась. А трап стал служить средством попадания внутрь самолёта всем кому не лень. Одно время там жили бомжи, алкоголики , позже наркоманы. Они превратили памятник в общественный туалет. В 1989 г, когда были сделаны выложенные фото, зайти в самолёт летом былоп проблеммно - запах стоял такой что резал глаза. К тому времени внутри похерено уже было всё. Насколько я помню, самолёт был уничтожен в 1991 году, это была весна или начало лета. Я был в отъезде с неделю, а когда вернулся- самолёта уже не было на месте. Вскоре была уничтожена и горка-спутник. А вот каменный городок есть и сегодня, но это жалкое зрелище... АН-24 был установлен в первой половине 80-х годов силами авиаремонтного завода. Думаю, что таки в 1983-84 году он там появился. В 1989г, когда были сделаны фото- он выглядел очень хорошо! Этот самолёт был ухоженным. Он располагался на краю детской игровой площадки точно напротив проходной авиаремзавода и в непосредственной близости жилого дома (!!!). Я хотел сфоткать его спереди, но для этого надо было перейти ул.Чехова и ещё немного вглубь к проходной- только так самолёт целиком влазил в кадр (у меня не было широкоугольного объектива, хотя снимались данные кадры на Киев-4М. Как только я занял позицию для съёмки, сразу же вышел охраниик и потребовал отдать ему плёнку, мотивируя это тем, что это режимный объект и всякая съёмка здесь запрещена. Я ему пояснил, что я приехал со Славянки специально для того чтобы сфоткать этот самолёт на память. Он махнул рукой- фоткай, но не отсюда... Поэтому снимков спереди не вышло. В этот самолёт удалось мне и двум корешам забраться через левую заднююю дверь, но это было несколько раньше, чем сделаны фото. Тогда дверь та легко открывалась наружней ручкой. Но чтобы достать до неё, нужно было встать на плечи ногами рослому человеку. Нам в этом охотно помогли местные ребята. Насколько я помню- кресла в салоне были, но не все. Салон был относительно чистым, но были разбросаны окурки- очевидно, местные залазили туда покурить. На некоторых иллюминаторах были занавески, а некоторые были просто закрыты белой бумагой. Кабина самолёта была целая, целее чем в лучшие времена у Ту-104. Не хватало нескольких приборов и с десяток переключателей, а также колпачкой ламп и предохранителей. Даже специфический самолётный кисло-сладкий запах присутствовал там! Обратно на землю мы прыгали. Через некоторое время я привёл к самолёту ещё корешей- но тогда на этой двери снаружи уже были прикручены петли и висел замок. Хотелось бы отметить ещё тот факт, что местные с этим самолётом свыклись и не обращали на него внимания. Я даже заметил, что играя с мячом, дети пытались им ударить самолёт как можно выше, особенно в хвостовую часть.По поводу уничтожения. Точного года я не могу сказать, но предполагаю, что это был 1993 или 1994 год, скорее всего всё же 1994г. О свалке цветмета на сайте авиапамятников писал тоже я. Дело в том, что в те года я и мой друг увлекались конструированием. И вот однажды ещё один наш товарищ показал нам дорогу на свалку цветмета (что в районе завода тракторных агрегатов), там мы находили нужные материалы- металл, пластик, крепёж. Ходили за этим добром туда довольно часто. И вот однажды там увидели винт и отдельно уже переломанные лопасти , мотогондолы, порезанные части фюзеляжа и смятую приборную панель от винтового самолёта (с неё я на память скрутил защитный колпачок красного цвета, которым закрываются тумблера от случайного включения). Сразу вспомнил АН-24, и сердце сжалось от боли. При поездке через несколько дней на место выяснилось, что АН-24 отстутствует на своём месте, остались только фундаменты. На свалку после этого мы наведывались ещё несколько раз - детали от самолёта там ещё лежали. С годом я более-менее уверен, т.к потом произошло событие, из-за которого дорога на свалку была всем закрыта- на свалке появилась постоянная охрана с собаками И это был точно 1994 год, где -то конец лета- начало осени.