Детские железные дороги Винницы
ДЕТСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ВИННИЦЫ
Немного отвлеченная тема, но почему бы и нет. Хочется рассказать нашим дорогим гостям ещё о нескольких железных дорогах в нашем городе. Все они были воплощены в реальности в той или иной степени, но некоторые канули в небытие, а некоторые работают и сегодня. Возможно, многие даже узнают сейчас что-то новое из жизни нашего города.
Для маленьких
Пожалуй, начнем рассказ с детской железной дороги, которая расположена в центральном городском парке имени Максима Горького Построенная в начале 70-х годов прошлого века,она работает и сегодня. Ее подвижной состав представлен в виде паровозика и одного вагончика. Колея проложена по кругу с двумя выпрямленными участками. Общая длина пути около 100-120 метров. Есть крытый остановочный павильон, в котором установлен электрический щит управления. На выезде из станции - маленький светофор, который к сожалению сейчас не работает. Колея узкая, между рельсами идут еще два контактных рельса. На щите управления написано: "Напряжение питания 380 В". Над рельсами есть даже пешеходный мостик, который ведет к другому аттракциону, расположенному внутри железнодорожного кольца. Как уже говорилось, подвижной состав представляет собой маленький паровозик (моторный вагон), и прицепной вагон. Старшее поколение помнит вагоны другого типа, отдалённо напоминающие легковые машинки-кабриолеты. Тогда, на моей памяти, было три вагона. Их количество могло меняться. Слева от колеи есть ангар, в котором в те времена проводили ремонт подвижного состава и хранили вагоны в зимнее время. Помню, когда ворота ангара были открыты, там можно было увидеть еще один-два вагончика (этакое маленькое депо). И вот уже много лет нет ни одного ребенка в нашем городе, который бы не катался на этом не быстром, но таком милом сердцу поезде детства. Сегодня стоимость поездки - 5 гривен. Одна поездка составляет 2 полных круга.
Дорога-фантом
Второй рассказ о детской железной дороге, которая должна была появиться на Вишенке, в районе дома-музея Николая Ивановича Пирогова. А дело было так. Еще в далеком 1979 году был разработан проект постройки настоящей детской железной дороги, с настоящим узкоколейным тепловозом и вагонами. И если бы проект остался только на бумаге, то возможно не было бы о нем сейчас рассказа. Но проект стал осуществляться во второй половине 80-х годов прошлого века, и его окончательному завершению помешал, как это не банально, «после перестроечный» кризис. Проект предполагал постройку железнодорожной колеи по берегу Вишенского озера. Мне, к сожалению, неизвестен точный маршрут, хотя я слышал, что пути должны были полностью проходить вокруг этого самого озера. Была уже построена остановочная станция и платформа напротив музея Н.И. Пирогова (через дорогу от него), которую я сам видел и посещал. Станция представляла собой крытый павильон для ожидания поезда и закрытое помещение (предположительно касса). Позднее, несколько лет подряд, я наблюдал картину ее разборки на стройматериалы, а в конце и полное уничтожение (первая половина 90-х годов ХХ века). Сейчас на этом месте стоит очередной частный особняк. Но следы постройки детской ЖД можно найти и сегодня. Новый мост, построенный тоже в 80-х годах от Вишенки на Пирогово, кроме автомобильной и двух пешеходных зон имеет еще участок под железнодорожную колею, которая так и осталась незадействованной. На сегодня именно это осталось единственным напоминанием великого начинания.
Пути в никуда
Была ещё одна железная дорога длиной в 200 метров. Местные жители должны ее помнить. Она находилась на улице Красноармейской справа от ПТУ №4 и представляла собой прямой участок обычной железной дороги с несколькими путями, стрелками, светофорами, тупиками – полноценное железнодорожное хозяйство. Поезда, конечно, по ней не ходили. Но это тоже была такая себе детская железная дорога – учебный полигон для студентов вышеупомянутого учебного заведения, чья специальность была связана с железной дорогой. Какие это были специальности – не известно. Сегодня таковых там нет. Да и железной дороги тоже нет – на ее месте платная стоянка для авто. Хотя, возможно, она была полигоном и для студентов другого учебного заведения, что более вероятно - Винницкого железнодорожного техникума (сейчас транспортный колледж) , в котором и сегодня готовят путейцев. Единственное, что могу добавить, никакие учебные занятия, мы, дети, там не наблюдали ни в конце 80-х, ни в начале 90-х годов. Полигон покрывала дикая травяная растительность и редкие кустики. Вся местная детвора туда беспрепятственно лазила, хотя всё это хозяйство ограждал забор из сетки. Эта ветка железной дороги существовала до середины 90-х годов.
Заместитель
И еще раз хочется вернуться в винницкий парк. Если перед этим я рассказал Вам про железную дорогу без поездов, то сейчас расскажу про поезд без железной дороги. Был такой поезд-аттракцион в нашем парке, только, к сожалению, недолго. Он появился в начале 90-х годов и через пару лет исчез. Представлял собой электрокару, кузов которой был выполнен под стиль паровоза, и два прицепа в виде вагончиков. Данный паровозик двигался по дорожкам парка от стадиона до центрального фонтана и вмещал уже не только детей, но и взрослых. Хотя, в маленьком паровозике, о котором я писал вначале, тоже можно увидеть мамочку (очень смешно выглядит), если вдруг чадо отказалось ехать самостоятельно. Кстати об аналогиях – детский паровозик, как он выглядит сейчас, сделали тогда, когда был сделан автопоезд (оба экземпляра строили силами самого парка?). Они были похожими по стилю, только один большой, а другой маленький. Большого, к сожалению, уже нет.
Послесловие
Всё что написано - это личные воспоминания. Поэтому некоторые факты могут быть описаны не достаточно объективно. Ждем Ваши комментарии. Если у Вас есть фотографии этих железных дорог, особенно старые, хотелось бы разместить их в данной статье. Надеемся,что эта статья еще будет дополняться Вами.
Специально для depo.vn.ua
Олег Матюхов
Июнь 2010
Коментарі
А еще был паровозик в виде коричневых пластиковых оленей, у которых между рожками была металлическая дужка, чтобы за нее держаться, и этот аттракцион был слева от Автодрома
Наконец то нашел в сети малюсенькое фотодоказательство строительства ДЖД в Виннице. Фото 80-х годов. Строится мост от Вишенки к Музею Пирогова, а чуть дальше справа уже построен павильон станции ДЖД, линия которой должна была пройти по новому мосту.
Присмотритесь к вокзалу. Видно его характерные черты и два центральных входа в холл помещения. Позже, в начале 90-х, вокзал так и не построенной ДЖД разобрали на кирпичи