Интервью с Гендиректором УЗ

Зображення користувача Oleg.
Автор: Oleg+34 / Дата: 02.03.2012 20:17 /

Владимир Козак рассказал, как подорожает проезд в поездах, останутся ли ночные составы, когда можно будет купить билеты на суперэкспрессы "Хюндай" и как будут бороться с билетными спекулянтами.

— Недавно были приняты законы об акционировании "Укрзализныци". Что это значит для пассажиров, не подорожают ли существенно билеты, ведь ныне пассажироперевозки убыточны?

— Для пассажиров в ближайшее время ничего не изменится. Речь идет об изменении структуры и системы управления железными дорогами, переход от территориального принципа управления к управлению по функциям (грузоперевозки, пассажирские перевозки, обслуживание пути, инфраструктуры). В результате отрасль станет понятной и прозрачной для инвесторов. Без таких преобразований никто в системе рыночной экономики не захочет иметь с нами дело. Разговоры о приватизации — политические спекуляции, не больше. Пассажирские перевозки убыточны во всем мире и затраты на них дотируются государством или компенсируются перевозчику другими способами. У нас контроль за тарифами остается за государством. Цена на пассажирские перевозки должна зависеть не от себестоимости проезда, а от платежеспособности населения.

— Будут ли повышать цены на билеты на обычные поезда? На какие типы вагонов (СВ, купе), когда и насколько?

— На социальные виды перевозок — в плацкарте и в пригородных цены не повысятся. Места в СВ также не подорожают, там цена и так достаточно высока (в 2,8 раза дороже места в купе. — ред.). Что касается цены проезда в купе, то за год она увеличится на 14,3%. Учитывая, что цены стабильны с 2009 года, это меньше, чем уровень инфляции за эти годы. Например, на поезд "Киев—Львов" тариф увеличится на 11 гривен за год, считаю, это немного.

— Мининфраструктуры инициирует переход на дневные поезда. Но некоторые предпочитают ездить ночью: приехал утром в другой город, решил вопрос, вечером уехал. Затраты рабочего времени — день, плюс экономия на гостинице...

— Да, мнения разные: одни хотят быстро доехать, в пути пользоваться интернетом, отдохнуть после дороги в гостинице, подготовиться к деловой встрече. Другие желают ездить "по старинке". Но будущее за скоростными поездами — мы можем меньшим числом составов перевезти больше пассажиров. У людей будет выбор, ведь ночные поезда останутся еще на долгое время. Но если поезд — это гостиница на колесах, так надо и платить, как за гостиницу. Во всем мире ночные поезда вдвое дороже дневных, но мы пока по этому пути не идем. Пустим дневные и будем изучать мнение пассажиров.

— Как идет обновление парка пассажирских вагонов?

— Не секрет, что обновление парка требует миллиардных затрат: недавно УЗ купила у Крюковского завода поезд из 9 пассажирских вагонов (без локомотива), один состав за 150 миллионов гривен, это более 16 миллионов за вагон. Напомню: мы закупаем в Южной Корее 10 скоростных поездов "Хюндай", первые два ожидаем в Одесском порту в марте, они плывут морем. Также в марте получим два чешских двухэтажных поезда "Шкода" (скорость 160 км/ч), которые станут региональными: соединят треугольник Харьков—Донецк—Днепропетровск в обоих направлениях. Крюковские скоростные поезда из нержавейки, их два, мы видели — смотрятся хорошо. Но учитывая, что опыта их строительства у КВСЗ нет, их надо сертифицировать, ввести в эксплуатацию. Испытать и посмотреть нужно как минимум на 5—6 составов. Если все будет удачно, начнем искать инвестора для дальнейшего строительства таких поездов. Ведь они дорогие — один стоит 200 миллионов гривен.

— Если зимой в поездах более-менее тепло, то летом кондиционеры часто плохо работают, да и мало вагонов с ними, когда же во всех поездах летом будет прохладно?

— Да, у нас из 7000 пассажирских вагонов всего 2127 с кондиционерами. Оборудовать три вагона времен СССР кондиционерами стоит примерно столько же, сколько купить один новый, срок эксплуатации которого 25—30 лет. Вот и выбирай — что лучше и выгоднее. Как горбатый "Запорожец" не модернизируй — "Мерседес" из него не получится. Поэтому упор сделан на современный вагонный парк — скоростные поезда с кондиционированием.

— Что дало новшество с алгоритмом подбора проводников на рейс методом случайных чисел? Проводники жалуются, что это плохо: на рейс подбирают несовместимых людей, нет команды, страдает сервис, безопасность перевозок. Не собираетесь ли отменить ее?

— Безопасность от этого не страдает, у нас люди проходят инструктажи, обучение. Главное, что мы стараемся пресечь условия возникновения коррупции и дали всем равные шансы. Мне об этом больно говорить, но коррупционная составляющая в этом хозяйстве еще огромная. Не секрет, что за то, чтобы выйти в рейс на Москву или на Киев в хорошем новеньком вагоне, отапливаемом электричеством, а не куда-нибудь в глубинку, в старом, где надо топить углем, надо было кланяться начальнику резерва поездов, нарядчику, инструктору. Так называемые спаянные коллективы — это массовые случаи перевозки контрабанды и безбилетников. Надо было что-¬то делать. Посмотрите, как в судах распределяются дела — случайным методом. Да, есть проблемы, неудобства, но мы их решаем. Тем, у кого маленькие дети, больные родители, идем навстречу, не ставим в дальние рейсы. Половина, в основном, молодые проводники, которые годами не могли попасть на престижный маршрут, благодарны, другие, кто потерял, скажем прямо, левые доходы, конечно, против. Сопротивление есть, но схема будет работать и дальше, корректироваться и совершенствоваться по замечаниям проводников.

— Продажа билетов по интернету все более популярна у пассажиров, но также позволяет быстро и в любых количествах скупать билеты и спекулировать ими. Пример — предновогоднее отсутствие мест в поездах на отдельные даты и направления и масса предложений на сайтах за 1,5—2 номинала...

— А разве когда билеты продавали по паспорту, спекуляций было меньше? Нет: в одной кассе их выкупали, договариваясь с кассиром, в другой сдавали и тут же покупали на новое имя. Или пассажиры давали 10 гривен проводнику и ехали под чужой фамилией. Самый верный способ борьбы со спекулянтами — пустить столько поездов, чтобы не было дефицита мест, и мы стараемся это делать в пиковые периоды.

— Как УЗ собирается обучать машинистов и стюардов работе на "Хюндаях"?

— Обучить машинистов практическому вождению в Южной Корее не получится — есть принципиальные отличия: у них левостороннее движение, у нас правостороннее, другие сигналы, другая ширина колеи. Обучаться будем здесь. На этой неделе должен прибыть тренажер-симулятор, полностью имитирующий движение поезда по рельсам со скоростью до 160 км/ч, под него уже готово помещение в Киеве в Дарнице (там будет построено с нуля современное депо), в марте начнем тренировки. В марте-апреле — обкатка "Хюндаев" на дорогах. Готовим около сотни машинистов и помощников (только мужчины) на 10 поездов в возрасте 35—40 лет. Обучаем и стюардов, их будет трое на каждый поезд, как мужчины так и женщины. Дизайнеры разрабатывают эскизы формы, в ближайшее время начнем ее шить. Для пассажиров с апреля покажут по ТВ ролики, рассказывающие о правилах безопасного поведения в "Хюндаях", когда можно выходить и заходить, как открыть-закрыть двери, к кому обратиться в дороге, когда блокируются двери и т. п.

— Известно ли, какими будут цены на билеты на поезда "Хюндай" в 1-й и 2-й классы, когда начнется их продажа?

— Планируем, что в мае билеты точно появятся. Цена во 2-й класс — примерно 220 гривен, в 1-й — на 50% дороже. В пути покажем кинофильмы, с репертуаром определимся с учетом пожеланий пассажиров. Ну и беспроводной интернет. Стюарды предложат напитки и бутерброды. Спиртного не будет, курить в пути также запрещено.

ДЕЖУРИЛ НА СТАНЦИЯХ И БОЛЕЕТ ЗА "БАРСУ"

Имя: Владимир Козак
Родился: 9.08.1959 г. в г. Пологи (Запорожская обл.)

По образованию — инженер-железнодорожник (Днепропетровский институт инженеров желдортранспорта в 1981 году), около 30 лет проработал на "железке", прошел все должности по служебной лестнице, начиная от дежурного по станции. Впервые стал гендиректором "УЗ" в 2006 году. Проработал 15 месяцев и был избран в 2007 году народным депутатом по списку ПР, возглавлял в Раде подкомитет по вопросам желдортранспорта, затем Комитет по вопросам транспорта и связи. Вторично назначен гендиректором "УЗ" в марте 2011 года. Женат, имеет дочь. Неплохо играет в теннис, футбольный фанат, любимый клуб — "Барселона", за которую болеет с 1974 года.

+1
0
-1

Коментарі

+1
0
-1

Познавательное интервью