Автомобильные гонки и их виды
Автоспорт происходит от английского autosport, означающее технический вид, в котором люди соревнуются в прохождении трассы на время с помощью средств передвижения, в частности, автомобилей.
Автомобильный спорт делится на три основные категории: кольцевые гонки, внедорожные соревнования и ралли. В зависимости от категории, автомобиль имеет определенную модель (грузовик, внедорожник, болид, карт), объем двигателя, соответственно правила прохождения дистанции и так далее.
Так, например, кольцевые гонки подразумевают прохождение замкнутого круга на время или количество кругов за определенный промежуток времени. Самый известный турнир этой серии — чемпионат мира по автогонкам класса Формула-1, также американские гонки «Инди Рейсинг Лиг», менее престижные, для дебютантов автоспорта, Формула-3000 и Формула-3, и гонки КАРТ. Кроме того, в некоторых странах, в том числе и в России, получили широкое распространение кольцевые гонки на легковых автомобилях. Остается только добавить, что у грузовиков имеются свои соревнования этой категории, одно из которых называется «24 часа Ле-Мана» или так называемая Гонка на выносливость: машины движутся сутки без остановки, а гонщики сменяют друг друга.
Второй вид автоспорта — внедорожные соревнования, когда машины преодолевают труднопроходимые маршруты на время. В основном речь идет о грузовиках, багах, джипах и в менее редких случаях, мотоциклах. Наиболее популярный старт в этой категории — Париж-Дакар, где большая часть трасс проходит по пустыням Африки. Кстати, сейчас в самом разгаре происходит ралли Париж-Дакар, посмотреть можно здесь: дакар 2016 1 этап видео.
И наконец, ралли — вид автоспорта, в котором гонщики соревнуются на дорогах общего пользования, когда движение в это время перекрыто. Трасса разделена на несколько участков, и задача экипажа - пройти участок как можно быстрее. Сам экипаж состоит из пилота и штурмана, поскольку соревнующимся предстоит не только как можно быстрее доехать до финиша, но еще и не заблудиться в многочисленных уличных поворотах. Гонки проходят на асфальте, гравии и даже на грунте. Раллийные автомобильные соревнования — наиболее популярный вид технического спорта. В сезон в рамках чемпионата мира проходит от 12 до 14 этапов, в том числе, зимой на льду и снегу.
Автомобильный спорт — вот уже третий век шагает в ногу с технологически прогрессом. Известно, что первый старт состоялся 22 июля 1894 году. Для участия в нем подали заявки 21 автомобиль: на пару, бензине, керосине и даже электричестве, но первый приз (5000 франков) получили «Пежо» и «Панар-Левассор» на двигателе Даймлер — прародителе легендарного ныне «Мерседеса».
В 1985 году в Париже состоялось открытие Автомобильного клуба Франции, и вскоре, первая в истории автомобильная федерация организовала дебютную гонку — Париж-Бордо-Париж, которую опять выиграл автомобиль «Панар-Левассор». Любопытно, что мощность двигателя победителя была всего 4 л. с.
Как двести лет назад, так и сегодня автомобильный спорт признан наиболее опасным для жизни. Но в разное время техника обеспечения безопасности существенно отличалась друг от друга. Например, до 1865 впереди соревнующегося автомобиля должен был бежать человек с красным флажком. А в 1955 году в историю автомобильного спорта вошла трагедия в Ле-Мане: вылетевший из ограждения «Мерседес» вспыхнул, и от горящего топлива погибло около 80 человек. С 2003 года экипировка гонщика получила главную деталь — особенный шлем HANS, спасшего не одну жизнь спортсмена в высокоскоростных видах спорта.
На сегодняшний день Международная автомобильная федерация насчитывает порядка 235 национальных федераций в 140 странах мира, куда входят около 80 миллионов членов. А такие гонщики, как Аэртон Сена, Михаэль Шумахер, Ален Прост и Жиль Вильнев навсегда вписали свои имена в мировую историю гонок.