Фирменный "ВИННИЦА"
1987 год. 17 часов. "Уважаемые пассажиры! Скорый поезд №90 Жмеринка-Москва прибывает ко второй платформе! Нумерация вагонов с головы поезда! Стоянка поезда 8 минут." В это время винницкий вокзал приходил в необычное возбуждение и потенциальные пассажиры быстро начинали двигаться к подземному переходу, чтобы пройти к заветной второй платформе.
Сегодня хотим вспомнить про фирменный поезд "ВИННИЦА", курсировавший по маршруту Жмеринка-Москва. Именно он вывозил нескончаемые потоки пассажиров в направлении Москвы.
В 80-е годы добыть билеты в Москву было очень затруднительно, особенно в "сезон отпусков". Билеты предварительно начинали продаваться за 45 дней. Если брать билеты значительно позже,оставалось надеяться на свободное место "за час до прибытия" в проходящих поездах, выстаивая длинные очереди в кассах на вокзале. Проводники по Жмеринке снимали бронь, и в кассе могли появиться 2 или 7 или 15 свободных мест (как повезёт), а у людей в очереди появлялась надежда уехать на 1077 км. Благо основная масса поездов проходила в направлении столицы именно в вечернее время. Если на один не получится сесть, будут еще другие поезда до ночи. Самыми лучшими считались международные из Праги, Братиславы, Бухареста и прочих столиц Восточной Европы. Не очень котировались среди винничан грязные поезда из Ивано-Франковска или Кишинёва. Впрочем, на какие были места - на том и ехали.
Но основную массу винничан забирал с собой в Москву именно фирменный "ВИННИЦА", полноценно заточенный на удовлетворение потребностей посетить Москву винничан. Состав имел свою стилизированную, выделяющуюся в общей тёмнозелёной массе других составов, окраску: нежно-салатовые цвета бортов и тёмно-зелёный верх вагонов. На бортах нанесены надписи: вверху "Жмеринка-Москва", внизу - "ВИННИЦА" (см.фото). Сам поезд не зря считался фирменным (в то время просто так не присваивали фирменность): внутри был чистым и уютным, независимо от класса вагона. Проезд: от 12 рублей в плацкарте до 25 рублей в мягком вагоне (25 рублей - стоимость билета на самолет Винница-Москва).
В состав поезда, по дням недели, входил прицепной вагон Гайворон-Москва.
В период 90-х именно этот поезд стал для многих винничан "Поездом жизни". На нём везли в Москву всевозможные товары от жаренных украинских семечек до трикотажа, которые там с успехом продавали. Дальше - опасное возвращение с деньгами через границу, и снова новый вояж. Отвозил и привозил обратно этот поезд и трудяг, которые искали хоть какую-то работу, пусть хоть и в Москве: это и строители и няни для детей и работники на нефтяных и газовых месторождениях России.
Но раньше, в советское время, продукты как раз везли не в Москву, а оттуда. Командировочные и просто гости столицы везли в Винницу чемоданы с дефицитными бананами, апельсинами-мандаринами и лимонами. Еще где-то была припрятана палка-две колбасы или полкило сыра. Можно было даже встретить счастливого обладателя ананаса. В то время даже ходил анекдот: "Длинное, зелёное, пропахло колбасой и сыром. Что это?" Да-да, это именно про поезд из Москвы. Некоторые добывали в Москве не только продукты. Багажным вагоном могли привезти в Винницу и рулон линолеума, и импортную кафельную плитку, и дефицитный гарнитур.
В 90-е годы поезд уже утратил свой фирменный окрас и стиль. Он всё ещё был "ВИННИЦЕЙ", но уже терял свой лоск и парадность. Ежедневные загрузки его ящиками с товаром сделали его неким пассажирско-грузовым составом со сварливыми проводниками. Но время неумолимо несётся вперёд. Ведь так не могло быть всегда.
Сегодня поезд "Жмеринка-Москва" продолжает исправно возить своих пассажиров, как рядовой международный состав Укрзализницы. На данное время поезд ходит через день в связи с уменьшением пассажиропотока. Но ехать на нём снова можно с комфортом и уютом.
P.S. Статья написана по воспоминаниям, и требует дополнения. Если Вам приходилось путешествовать поездом "ВИННИЦА" и у вас остались интересные воспоминания или фото - дополните нашу статью ими)...
Фирменная маршрутная табличка
Два фотоснимка возле поезда "ВИННИЦА" из семейного архива Игоря Арянина. Москва. Киевский вокзал. 1987 год.
Билет 1993 года на поезд №90. Некоторое время поезд отправлялся в утреннее время из Винницы.