Рудница-Гайворон-Голованевск и обратно

Зображення користувача Oleg.
Автор: Oleg / Дата: 10.07.2011 21:24 /


Намедни клуб любителей электротранспорта города Винницы "1000 миллиметров" побывал на узкоколейной железной дороге, центр которой находится в Гайвороне. Но об всем подробнее дальше.

Было решено добираться до этой узкоколейной системы ширококолейной дорогой. И мы, вчетвером (Павел, Дима, Саша и Олег), отправились в субботу в 22-51 поездом №173 "Винница - Одесса" от железнодорожной станции Винница (Юго-Западной железной дороги) до станции Рудница (Одесской железной дороги).

В Рудницу наш поезд прибыл в два часа ночи. Но спать особо не хотелось. Мы были в предвкушении встречи с узкоколейкой. Вышли из освещенного тамбура во мрак ночи. Недалеко светилось здание вокзала: оно оказалось больше, чем мы ожидали.

Мы обошли здание вокзала и увидели то, к чему стремились. Перед нами были узкоколейные пути, на одном из которых стоял небольшой пассажирский трехвагонный состав с тепловозом ТУ-2 и вагонами Pafawag. Локомотив и вагоны старые, еще 60-х годов постройки.

Мы осмотрели его, на сколько это позволяло освещение дальнего прожектора. Он был необыкновенно необычный, если так можно сказать. И, несмотря на свои размеры, очень величественно смотрелся в полумраке. Темные окна завораживали. Дизель спал.

Мы направились в здание вокзала, где отсиживались другие транзитные пассажиры. Большинство из них тоже ждали посадки на узкоколейку. Отправление нашего поезда, по расписанию, около четырёх утра. Мы купили билеты и тоже стали ждать...

И вот началась посадка. В окнах поезда проводники зажгли свет, и пассажиры стали занимать места; мы заняли свои в первом вагончике. И вот отправление. Вагончик закачало и мы медленно но уверенно поехали в направлении Гайворона. Время в пути составляло около 3,5 часов.

Состав шел по узкому одноколейному пути. Линия не имела четко выраженных насыпей, и казалось, была построена прямо на грунте. Поезд шел то по лесу..., то выскакивал в поля... - прям какой-то парвозик из вестерна. Скорость поезда была маленькая - около 20-25 км/ч, и можно свободно открыть дверь в тамбуре и стоять на подножке, вдыхая свежесть утра. Или встать в открытом межвагонном переходе.

Солнце поднималось, а нас начало клонить в сон. Первые впечатления уже улеглись, и мы улеглись и уснули. Но как то не на долго...

Поезд время от времени останавливался на остановках. Вагон заполняли местные жители, в основном в виде представителей этаких себе украинских колоритных бабушек. Их говор и разогнал нашу дремоту. Мы подслушали (пропустить мимо ушей было невозможно) разные истории из жизни сельской глубинки. Это был диалект, который мы никогда раньше и не слышали в нашем в городе, хотя поезд уже шел по южным районам родной Винницкой области.

Единственным знакомым названием из транзитных населенных пунктов была Бершадь. Хотя где то недалеко мы проезжали и Чечельник. После Бершади еще час - и проехавав большой мост через Южный Буг мы приехали в Гайворон.

На станции стоял еще один узкоколейный состав с тепловозом. Через 20 минут он должен отправится в Голованевск. Мы сделали несколько фотографий и заняли места в первом вагоне. Хотя состав был трехвагонный, но последние два вагона отцепили - в Голованевск идет один вагон.

Пассажиров было немного, явно "случайные", вроде нас. До конечной станции предстояло ехать около 2,5 часов. Опять за окнами лежали поля Кировоградской области.

При подъезде к Ульяновке линия пересекает два интересных автомобильных переезда. Перед каждым перездом состав останавливается, помошник машиниста выходит и закрывает автодорогу ручными шлагбаумами. Поезд проезжает через переезд, и шлагбаумы опять открывают. Состав едет дальше.

На линии так же встречаются рабочие семафоры. Один из таких находится перед въездом на станцию Голованевск.

Станция Голованевск. Стоянка около получаса - проводятся маневровые работы, перецепляют локомотив. На соседней, широкой колее готовится к отправлению ЧМЕЗ с одним пассажирским вагоном на Помошную.
Есть время сбегать в магазин.

И вот снова мы в пути. Направление - Гайворон. Познакомлись с нашей проводницей - тетей Надей. Очень хороший человек. От нее узнали некоторые местные новости, и немного истории этой железной дороги. Сказала, что будет ехать с нами до Рудницы. Мы очень этому обрадовались.

Гайворон. Есть три часа свободного времени. Пошли осматривать железнодорожное хозяйство. На дальних путях посмотрели на товарные узкоколейные вагоны, на списанные пассажирские. Один из них был для дальнего следования: имел табличку "Спальных мест-18".

Потом осмотрели узкоколейный паровоз, стоящий на территории топливного склада. Еще прошли на какую то территорию, где стояла мотриса на базе ЗИМ-130, и путеизмерительный вагон (возможно переделанный из старого пассажирского). О мотрисе мы слышали и видели фото раньше - но увидеть ее в "живую" было здорово. Очень занимательный агрегат.

Перекусив продуктами из привокзального гастронома, стали ждать посадки на Рудницу. В начале шестого вечера отправление. И вот дождались. Сели. Поехали. Опять 3,5 часа пути. Вообще, надо отметить, на узкоколейных поездах мы проездили в этот день около 12-13 часов.

Дорога из Гайворона до Рудницы оказалась еще более интересной. Мы, расслабившись и привыкнув к этой дороге и, заручившись поддержкой уже знакомой нам проводницы, заняли одно купе для проводников. Состав был полностью в нашем распоряжении: от локомотива до дверей в последнем тамбуре.

Народ тоже ехал. Погода в этот день нас не подвела: было не жарко и без дождей. Ветки, стоящих у пути, деревьев так и пытались попасть в открытые окна и двери вагонов. В пол-десятого вечера мы прибыли в Рудницу. Были легкие сумерки. У нас оставался час до поезда на Винницу (Одесса-Ковель). Мы провели его в поглощении чая и семечек, а также созерцая на проходящие поезда.

И вот наш поезд. До свидания узкая колея. До свидания ТУ2. До свидания вагончики Pafawag. Мы очень хотим вас снова увидеть. Большой локомотив дал гудок и мы быстренько поехали домой, в Винницу. В час ночи уже за окнами были видны огни родного города. Вот такая история, вот такое приключение.

Рекомендуем всем посетить эту уникальную железнодорожную систему. Ведь таких осталось немного. Раньше она была куда больше. Линии узкой колеи доходили до Чечельника, Винницы, Бердичева и куда то еще...- ну ооочень далеко. Потому и видели мы спальный вагон. Потом была эпоха "перешивок" на широкую колею, и вообще очень удивительно, что не успели "перешить" и этот участочек от Рудницы через Гайворон до Голованевска. Но следы планируемой реконструкции видны и сегодня.

Так что не ленитесь. Пока система работает, пока поезда ходят - обязательно посетите это маленькое техническое чудо прошлого.

ЕЩЕ ЧИТАТЬ О ГАЙВОРОНЕ

Коментарі

Ну вот "родил" статью-отчет о поездке на узкоколейную железную дорогу. Кто-то обещался написать, но обещаного три гада ждут. Посему выложил немного впечатлений. Оценивайте, спрашивайте....

Ну прям страна Лилипутия! Мотриса ЗиМ, хорошо жила ж/д дорога) Кстати, ты ничего не путаешь - ЗиМ 130? или ГАЗ-12(ЗиМ-12)?

Может кто-то ещё помочь ответить на этот вопрос? Вроде ЗИМ-130....

Я в детстве, обращая внимание на трамваи, думал, почему нельзя поставить на рельсы машину. Ведь как здорово ехать на машине по рельсам. Но мне говорили, что так нельзя. А оказывает давно уже можно)... Эта машина - детская мечта, воплощенная в реальность.

Зображення користувача Igor_Kashlakov.
Igor_Kashlakov12.07.2011 11:18 July 12, 2011

Это автомотриса ГАЗ-12, или ЗИМ. Если говорить ЗИМ, то без цифр. Олег, большое спасибо за репортаж!
Я тоже в восторге от Гайворонской УЖД. Еще ребенком я успел застать узкоколейку у нас в Виннице, это была крайняя платформа напротив вокзала, она шла в Гайворон мимо старого аэропорта. Потом ее перешили. Я даже сделал действующую модель ЗИМА, вот ссылка на видео:
http://www.youtube.com/watch?v=WDOVBQh7r54

Igor_Kashlakov писав:

Это автомотриса ГАЗ-12, или ЗИМ. Если говорить ЗИМ, то без цифр.

Ну наверное не совсем точно, все-таки ЗиМ-12 было и такое обозначение

Зображення користувача Igor_Kashlakov.
Igor_Kashlakov12.07.2011 11:52 July 12, 2011

Нет. Это неверно. Завод им.Молотова лишен имени Молотова и переименован просто в Горьковский автозавод сразу после "разоблачения антипартийной группы Молотова-Маленкова-Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова". Поэтому ГАЗ-12 или, по-старому, ЗИМ. Кстати, на капоте ЗИМа есть такая красненькая красивая штучка впереди - там написано ЗИМ.

Корректней будет так с 1950г. ГАЗ-М-12 "ЗИМ", с 1957г. ГАЗ-12. Литера М -Молотовец, вроде)))
По поводу ЗИМ-12, походу это производное выражение

Вопрос к Олегу, или к Игорю. Эта мотриса именно "ЗИМ"?

Зображення користувача Igor_Kashlakov.
Igor_Kashlakov12.07.2011 20:14 July 12, 2011

Да, коллеги, это именно ЗИМ. Я много читал об этой автомотрисе. На сегодняшний день их осталось две. Одна - на ходу - у Вас в Гайвороне, а другая - экспонат музея узкоколеек в городе Переславль-Залесский в Ярославской области. Она ходила ну УЖД где-то под Нижним Новгородом.
Можете поискать в инете - наберите в Яндексе, много фоток вылезет. А вот еще - это моя моделька на фоне фотографии http://imageshack.us/photo/my-images/821/img3237o.jpg/ масштаб 1:87, колея 9 мм.

Да, когда то поезда этой железной дороги приходили в Винницу. И нет сомнений, что вагоны и локомотивы, которые мы видели в Гайвороне, видели наш город в 60-70 годах. Жалко, что пока не встречались фото узкоколейников в Виннице. Надеюсь найдутся....

Помню очень дано видел узкоколейную дорогу в Шаргородском районе, как-то спрошу подробней за нее у своего отца, он вырос там.

Ждем с нетерпением...

В нете нашел что эта узкоколейка была в Джурене, вот отрывок с описания Джурина: В 1932 году на окраине Джурина была организована МТС. В это же время через село пролегла узкоколейная железная дорога и заработал первый карьер для добычи ракушечника.

Ну изначально эту систему строили как пути к сахзаводам и подобным предприятиям, о котором Вы написали. Она разросталась. Грузы доставлялись до ширококолейных дорог.

Igor_Kashlakov, да я находил фотки вашей модельки, довольно-таки интересно. Тут мелькало предложение создать раздел сайта посвященный моделированию ж/д транспорта. Было бы неплохо, что бы вы вели этот раздел Игорь, надеюсь админы не против. Возьметесь?

Раздел МОДЕЛИРОВАНИЕ на стадии окончательной подготовки.

Oleg писав: на стадии окончательной подготовки.

Заманчивая фраза) Но все-равно с опытом и знаниями Игоря эт его тема, ну конечно если он сам захочет;)

Мы только ЗА. Без помощи моделистов и желающих приобщиться к этому делу у нас все равно ничего не получится.
Откроем раздел - и ВПЕРЁД!!!!!

Вот нашел немного из истории Гайворонской УЖД http://mainroad.org.ua/site/page788.html Она описуется в конце статьи.

Зображення користувача Igor_Kashlakov.
Igor_Kashlakov13.07.2011 11:01 July 13, 2011

Ребята, я только ЗА. Одна проблема - сервис раздела. Я готов, только, думаю, Вам все равно нужен кто-то типа сисадмина или специалиста, кто будет этот раздел постоянно обслуживать. Я же далеко... А в принципе - с удовольствием поучаствую. Пришлите мне проект содержания раздела - сразу посмотрю.

Думаю проблем в поддержке не будет, главное материал...

Зображення користувача Igor_Kashlakov.
Igor_Kashlakov13.07.2011 11:29 July 13, 2011

Предлагаю идею. У вас на сайте в разделе "вагоны" есть классные электронные рисунки типов винницких трамваев. Из них, при небольшом приложении усилий, можно сделать прекрасные бумажные модели-склейки в масштабе 1:87. Более того, эти склейки можно за недорого отпечатать на плотной бумаги и продавать. Детишки будут в восторге, плюс реклама ВТТУ и Вашего сайта. Я сам в детстве делал такие модельки "на глаз" и был совершенно счастлив. Могу помочь в разработке.

Идея достойная, эскизы в кореле сохранились, правда там некомплект, отсутствуют Lowa и три Готы

Зображення користувача Igor_Kashlakov.
Igor_Kashlakov13.07.2011 12:16 July 13, 2011

Подобные модели-склейки ленинградских трамваев делали петербургские моделисты в масшабах Н0 и ТТ. У меня есть парочка для примера. Смотрятся очень красиво. Проблема небольшая возникает только при моделировании крыши (за исключением КТ-4, она плоская и вообще проблем нет). Можно будет сделать крышу бумажной, но слегка "граненой", а в описании предложить "опцию", как выпилить аутентичную крышу из обычной школьной деревянной линеечки.

Наверное лучше всего на форум перенести идею

очень занимательно!
сколько денег потратили на билеты на всю дорогу (на 1 чел)?
есть фото салона вагона?

Фото салона можно посмотреть ТУТ

По билетам:

Винница-Рудница около 20 грн
Рудница-Гайворон около 12 грн
Гайворон-Голованевск около 9 грн
+9
+12
+40

вобщем вышло около 100 грн на одного человека

Качественные стальные трубы обсадные прайс лист от производителя с доставкой по всей РФ.