История Винницкого троллейбуса!!!

denis
Зображення користувача denis.
Не в мережі
Був: 15 років 1 місяць тому
Зареєстрований: 02.09.2009 18:52

В четвертой пятилетке (1946-1950гг.) в Виннице намечалось строительство троллейбусной линии, но приступили только в 1963 году, на участке от пл. Октябрьской по ул. Островского, Немировскому шоссе до рабочего поселка масложиркомбината (остановка "Рыбсбыт"). Всё делалось тайно, т.к. правительство Украинской ССР не давало разрешения на открытие в нашем городе троллейбусного движения по причине наличия в городе трамвайного движения. Вместе с тем необходимость в постройке троллейбусных линий была всем понятной – начали работу ламповый завод, ГПЗ, где работали тысячи людей.

Инициаторами введения троллейбусного движения были тогдашний председатель городского совета З.Марченко, начальник трамвайного управления Берник С.М. Они четко понимали, что руководство республики не выделит денег на этот большой и такой необходимый объём работ. Но даже в таких условиях отсутствия бюджетного финансирования был найден подрядчик – СМУ-425.

Не имея денег и даже проектной документации, коллектив трамвайщиков взялся за рискованное дело. Под видом проведения освещения на улице Островского началось строительство. Эта работа требовала высокой профессиональной подготовки. Поэтому некоторые специалисты посетили город Житомир, где уже функционировал троллейбус.

Помощь в организации троллейбусного сообщения оказало Кишиневское троллейбусное управление (в т.ч. и водителями). Из Кишинева и Одессы в 1963 году прибыли 4 списанные машины МТБ-82Д и одна ЯТБ-4 (из Одессы). В течении нескольких месяцев эти машины были полностью отремонтированы. Также существенную помощь оказали троллейбусные хозяйства городов Львова, Черновцов, Николаева, Херсона и др.

30 декабря 1963 года произошло полуофициальное открытие троллейбусного движения. А в следующем году, 18 февраля 1964 года, была официально принята в эксплуатацию первая очередь троллейбусной линии от площади Октябрьской до ул. Карла Маркса.

В ноябре-декабре 1964 года поступили уже «официальные» 5 машин «Киев-5» и 2 машины «Киев-2», а в 1965 году - 21 машина ЗиУ-5. Парк троллейбусов неуклонно рос. В конце 1965 года было введено в эксплуатацию временное депо на 25 мест по ул. Островского. В декабре 1964 года были списаны 3 машины МТБ-82, а в 1965 году - МТБ-82 и ЯТБ-4.

В октябре 1965 года сдана в эксплуатацию новая линия от пл. Октябрьская по ул. Киевской до завода "Стройиндустрия" и объединения "Винницаводоканал". Для этой линии была оборудована передвижная тяговая подстанция (в старом троллейбусе ЯТБ-4). Маршрут N 1 стал иметь конечные пункты "Водоканал - пл. Октябрьская - Рыбсбыт".

18 ноября 1967 года линия была продлена от "Водоканала" до северо-восточной промзоны по ул. Тарногородского до ГПЗ-18. 31 декаб¬ря 1967 года введена в эксплуатацию новая линия из Замостья по улице Чекистов, Пятничанскому мосту через Советскую площадь, по улицам Дзержинского, Ленина и Пирогова до мединститута.

В ноябре 1968 года проложена новая линия по ул. Кирова и Ленина до ж/д вокзала, куда открыто движение троллейбусов нового маршрута N 4 "Мединститут - ул. Ленина - пл. Октябрьская - ж/д вокзал". В результате такого расширения сеть линий увеличилась с 4,9 км (в 1964г.) до 17,1 км (в 1966г.) и 35,3 км (конец 1968 года); число машин на инвентаре с 31 (конец 1965 года) до 38 (1967 год) и 68 (1969 год). В 1968 году поступили 30 троллейбусов, в т.ч. 25 новых ЗиУ-5 и Киев-4; в 1969 году - 11 новых машин.

В 1964 году троллейбусы перевезли 1,7 млн. чел.;
в 1966 году - 10,2 млн. чел.; в 1968 году - 16,8 млн. чел.;
в 1970 году - 24,1 млн. чел.

В 1972 году были получены первые 10 машин ЗиУ-9, которые в 70-е годы стали вытеснять постепенно все старые типы машин. В 1969-73 годах было осуществлено строительство нового троллейбусного депо на 100 машин. В декабре 1974 года введена в эксплуатацию новая троллейбусная линия на массив "Вишенка" по ул. Спартаковской (ныне ул. Келецкая) до пр. Ленинского Комсомола. Для новой линии поступили 10 троллейбусов ЗиУ-9. В 1976-82гг. уже шли списание машины ЗиУ-5. На 1 января 1982 года в троллейбусном парке было 13 машин ЗиУ-5 и 118 ЗиУ-9. На 1 января 1985 года – были 140 машин ЗиУ-9.

В ноябре 1978 года введена в эксплуатацию новая троллейбусная линия от пл. Октябрьской по проспекту Коцюбинского до ж/д вокзала (протяженность сети увеличилась с 43,6 км до 48,1 км). Объем перевозок на троллейбусе постоянно увеличивался: в 1973 году было переве¬зено 29,5 млн.чел., в 1977 году - 45,6 млн.чел., в 1984 году - 57,2 млн.чел., в 1987 году - 69,7 млн.чел., в 1991 году - 82,0 млн.чел., в 1991 году - 82,0 млн.чел., в 1993 году - 94,5 млн.чел. (превысив в этом году объем перевозок на трамвае), в 1994 году - 94,8 млн.чел.

Такой рост был связан с освоением линии в большом жилмассиве "Вишенка". Число троллейбусов увеличилось так: 1986 год - 146; 1989 год - 153; 1991 год – 182.

В ноябре 1990 года открыт маршрут N 6 "Мемориал Освобождения - Ж/д вокзал". Сюда было пущено 15 новых машин. В 1993 году поступили первые три машины ЮМЗ-Т1. На 1 января 1995 года сеть линий имела 64,0 км, имелось одно депо на 100 мест, 178 пассажирских троллейбусов, в т.ч. 3 ЮМЗ-Т1, остальные - ЗиУ-9, 7 тяговых подстанций для троллейбусов.

За годы независимости Украины развитие троллейбусной сети было более интенсивное, чем трамвайной. Появились новые линии в Тяжилове и на Свердловском массиве. Была построена ветка по улице Фрунзе и Красноармейской на муниципальный рынок.

В 2007 году были закуплены 5 новых троллейбусов Львовского завода ЛАЗ Е183.