ВАГОН № 2
ВАГОН № 2
Во многих больших городах, где есть трамвайное движение, часто можно увидеть такое явление, как сцепка (или трамвайный поезд).
Это когда к одному вагону сзади прицеплен ещё один, или даже два вагона.
В некоторых случаях, когда прицепной вагон имеет свои двигатели и систему питания, такое соединение на «научно-трамвайном языке» называется СМЕ (система многих единиц). А если прицепной вагон не имеет таковых признаков – то такую сцепку называют поездом.
И, как принято считать, когда трамваи ходят в таких сцепках, это уже признак большого города.
У нас город хотя и не большой, но тоже имеем историю городских поездов, о которой и хотим рассказать.
В довоенные годы упоминания о трамвайных сцепках не встречаются. Вероятно, тогда вагоны не сцеплялись для перевозки пассажиров по причине малого пассажиропотока и крутого подъема от реки Южный Буг к центру города. Возможно, было и то, что первые вагоны MAN не предусматривались как прицепные.
Хотя доподлинно известно, что поезда по городским рельсам всё-таки ходили. Это были электровозы, возившие несколько грузовых вагонеток. В те годы было мало грузового автомобильного транспорта, и для перевозки грузов часто пользовались услугами именно таких грузовых поездов.
Существовали даже грузовые ветки: возле железнодорожной линии по улице Фрунзе, на угольные склады теплоэлектростанции, а также на кирпичный завод по улице Хлебной. Эти пути были демонтированы в послевоенные годы.
Первые пассажирские трамвайные поезда, судя по фотодокументам, появились уже в середине 50-х годов ХХ века. Это было несколько поездов из вагонов Киевского производства
Во многом повлияло на появление таких сцепок то, что в середине 50-х годов был сдан в эксплуатацию новый трамвайно-автомобильный мост через реку, который был значительно выше предыдущего, и соответственно подъём в город уже стал более пологим.
А с появлением немецких вагонов Gotha началась целая эпоха трамвайных поездов, которая длилась около 30 лет. Сами вагоны поставлялись именно в такой комплектации: моторный вагон и прицепной (именно так, как мы видим на фотоснимке №2).
В начале 80-х годов привычные немецкие вагоны начали исчезать с улиц города.
Вагоны, которые использовались после них – это Чехословацкие трамваи Т4 и КТ-4 (гармошки).
Первоначально они использовались как одиночные вагоны. Но в начале 90-х годов была первая попытка запустить поезда из КТ-4. И эти поезда работали небольшое время, пока один случай не положил им конец. А дело в том, что на одной из остановок водитель трамвая не учёл длину своего поезда, и задний вагон остановился на проезжей части. Мало того, что высадка пассажиров происходила прямо перед машинами, так это еще увидел проезжавший мимо какой то руководитель городского совета. После этого случая все «гармошки» ходят по отдельности. К сожалению фотографий данных сцепок не сохранилось.
Но зато позже несколько лет эксплуатировались поезда СМЕ из вагонов Т-4. Работали данные сцепки, исключительно, на самом загруженном маршруте №4 в середине 90-х годов ХХ века.
После того, как эти СМЕ были расцеплены, трамвайные поезда в Виннице исчезли на целых 10 лет.
И только с приходом вагонов из Цюриха в городе вновь появились трамвайные поезда: сначала Karpfen (с 2007 года), а в 2009 году Mirage. К сожалению сегодня поезда Mirage не используются. Причина – малый пассажиропоток и дополнительно зарплата кондуктора второго вагона . Хотя с первым доводом можно поспорить.
Но зато Karpfen-ы и сейчас используются в сцепках .
И, как в детстве, сегодня мы садимся в маленький городской поезд и едем. Может даже совсем недалеко, но зато сколько интересностей можно увидеть из окна такого поезда, а сколько впечатлений…!!!). Кажется, что мы отправились в далёкое путешествие по нашему небольшому городу
Коментарі
Первые сцепки СМЕ появились в Виннице в начале 1970-х, примерно в 1973-1975 гг. Как Вы знаете, первыми "Татрами" были №№ 106-107. На них осваивали приемы вождения. Затем появились сразу несколько "татр" с номерами 108-114, потом еще и еще. Так, вот я лично помню СМЕ 109-110, 111-112. В некоторых из них я даже ездил по 4-му маршруту. Правда, СМЕ из Татр-4 существоввали недолго. Не знаю, почему.
Игорь, очень интересное дополнение. Почему Вы раньше об этом не рассказывали?
Но почему сделали тогда такие СМЕ?
Может была такая тенденция: немецкие поезда были, потому и чешские сделали. Да может и водителей на Т-4 не хватало. Хотя...
а может пассажиров больше было?)
Вообще, думаю, надо бы написать Вам еще статью воспоминаний, уже про эпоху Татр. Займусь на неделе. Действительно, пассажиропоток был в начале 70-х сумасшедший! Немецкие трамваи просто не справлялись, особенно утром и вечером с работы. Наверное, поэтому, с появлением татр в ТТУ решили попробовать СМЕ, в часы пик. Может, с мощностью подстанций не получилось, или путь не позволял - все-таки это были сцепки из тяжелых четырехосных вагонов, к тому же переполненных... Не знаю. Тогда строились новые районы Вишенки, пр.Юности, Келецкая, и южнее Келецкой. И ВСЕ ЭТИ ЛЮДИ ЕЗДИЛИ НА НАБОТУ на Замостье на трамвае.
Игорь, ждем Вашу статью о Татрах....