Речной трамвайчик

Зображення користувача Oleg.
Автор: Oleg+34 / Дата: 14.07.2010 12:05 /

Теплоход Ляля Ратушная. Фото Kaiser Wilhelm. 2009 год.
Все жители города Винницы знают об этом интересном виде транспорта, который бороздит просторы реки Южный Буг. Не остаются равнодушными к нему ни взрослые ни дети. Разговор наш идёт о небольших пассажирских теплоходах, которые вот уже 45 лет работают на регулярных и прогулочных пассажирских рейсах в городе Виннице: "Ляля Ратушная" и "Н.И.Пирогов".
Небольшая историческая справка.
Управлением малых рек при Министерстве Украинской ССР, целью которой было восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства в послевоенное время, в 1945 году было образовано Винницкое областное управление по транспортному освоению малых рек, перед которым было поставлено первоочередное задание перевода несудоходных рек Южный Буг и Днестр в судоходные. 5 марта 1946 года было создано Винницкое эксплуатационное управление по освоению транспортных рек, а возглавил его Крайтер Д.И.
По решению Винницкого исполнительного совета №9 от 22 марта 1946 года Эксплуатационному управлению были переданы все, в том числе и трофейные, плавсредства а именно: полупонтоны, корпуса катеров, гребной флот (лодки), землечерпалка и паромные переправы с оборудованием и личным составом от Винницкого горкоммунхоза. Исходя из того, что было передано в распоряжение управлению, уже 30 марта 1946 года были организованы и открыты восстановленные паромные переправы в районе Старогородского моста и в районе Кумбары по всем техническим нормам, которые действовали в то время. Сами паромные перепаравы существовали еще с дореволюционных времен.
Паромная переправа в районе Кумбар. Фото 40-х годов ХХ векаСразу после этого работа Винницкого эксплуатационного управления была направлена на введение в эксплуатацию землечерпалки (земснаряд-черпалка) по очистке фарватера и добыче песка, который был так необходим городу, разрушенному немецкими оккупантами (песок использовали в строительстве). Землечерпалку ввели в эксплуатацию в 1947 году. Работала по очистке фарватера на перекатах в районе Стрижавки, где была необходима большая глубина для безопасного судоходства; работала она в две смены, добывая в сутки не менее 600 куб.метров песка. Песок перевозили газовые буксирные катера типа ГБ ("Винничанин", "Победа" и "Пионер") в сцепке с несамоходными судами - баржами (40т, 18т, и понтоном на 13т).
Так же Винницкий участок эксплуатировал в то время служебные и пассажирские мотолодки, пассажирские паромные переправы. В состав Управления входили Служба обстановки (поисковая партия, подрывная партия, бригада тральщиков, водолазная партия), которые отвечали за состояние водных путей, судоходную обстановку, подрывные работы, оборудование и работу паромных переправ; спасательная станция, исправительная партия (в которой работало 10-15 заключенных на заготовке песка).
В 1946 году началась доставка баржами для населения торфа и лесоматериалов.
В зимний период с декабря по февраль набирались на сезонные работы бригады по выкаливанию и заготовке льда для городских ледников (авт. - сам не знаю что это такое и для чего?) и для обеспечения потребностей в нем предприятий города, в том числе пивоваренного завода и "Рыбсбыта"
Старогородская паромная переправа действовала до 1 августа 1948 года. На её месте был открыт деревянный мост, а позднее уже современный железобетонный. Позже, в 50-х годах, была выведена из эксплуатации и паромная переправа на Кумбарах.
С 10 ноября 1956 года правопреемником Винницкого эксплуатационного управления по освоению транспортных рек стала Пристань "Винница", которая подчинялась Киевскому речному порту.
В 1965 году в Винницу поступили два новых пассажирских теплохода С-505 и С-506. Этим плавсредствам и даны были имена "Ляля Ратушная" (в честь знаменитой винницкой подпольщицы), и "Н.И. Пирогов" (в честь знаменитого хирурга, проживавшего в Виннице).
И до сегодняшнего дня эти два речных трамвайчика совершают рейсы по тихим водам Южного Буга, принося радость своим пассажирам. Регулярные рейсы на данное время осуществляются в Сабаров. Но раньше (в советское время) был еще один регулярный маршрут в Дубовый Гай (через Стрижавку). К сожалению в том направлении теперь можно прокатиться только при индивидуальном заказе теплохода

+1
0
-1

Коментарі

+1
0
-1

цікава історія

+1
0
-1

Имею видео прогулки на одном из этих катеров, 2002 год.

+1
0
-1

выложи если есть

+1
0
-1

Сергей Бей написал

Старогородский мост был понтонный, покрытый дощатым настилом, когда едешь по нему - идут волны, как от катера. На пароме, что на Кумбарах, мы переправлялись еще в начале 60-х, мама возила меня в детскую больницу с Красноармейской. Дубового Гая не было, были пионерские лагеря в районе Коло-Михайловки, туда по выходным и ездили родители из Винницы на катере:


Фото сделано на конечной остановке, называлась "Михайлёвка", там штуки три лагеря рядом, на а пару километров выше - Буг уже не судоходен. На фото - я. Туда еще просто и на майовки ездили, цена на билеты была демократичной, 5 копеек, как на автобусе, если в черте города, катером пользовались как транспортом, за город - на выходные только.

+1
0
-1

А.Шитов. История речного судоходства в Виннице в выше приведенных статьях изложена не полностью и не точно.Так,уважаемый МатюховО.А.почти ничего не пишет о периоде 60-80-х г.г.,а уважаемый Сергей Бей утверждает,что выше Михайлевки Буг не судоходен,а на самом деле, в те годы, один из теплоходов типа ПТ совершал регулярные рейсы до села Гущинцы,затем маршрут сократили до Мизяковских Хуторов(устье р. Згар),и существовал он до середины 80-х годов.Я сейчас работаю над более-мение полным вариантом статьи,и думаю опубликовать его где-то в начале 14г.

+1
0
-1

Да, статью ждём с нетерпением! С Вашего разрешения эту статью мы используем в видеоролике прогулки на катере до Сабарова и обратно - в заключительных титрах.
А ещё хотел бы спросить вот что. Смутно помню, что в начале-середине 80-х годов у причала на набережной стоял катер, внешне похожий на большую моторную лодку, имевший 20 посадочных мест (по 10 с каждого борта), и иногда с ветерком катал желающих по акватории Южного Буга как в сторону Сабарова, так и в сторону Стрижавки. Что это было? Частник какой-то? Или этот катер имел отношение к винницкому порту?

Зображення користувача Алексей.
Алексей10.10.2013 15:08 October 10, 2013
+1
0
-1

Добавлю ещё, что вплоть до конца 80-х от Сабарова до Урожайного (Комаров) ходил небольшой (меньше "Пирогова" с "Лялей Ратушной") пассажирский теплоходик. Я на нём постоянно ездил на дачу, пару раз получилось прокатиться в ходовой рубке :-). Году в 89-90-м эти рейсы были отменены, теплоход (его все называли катером) некоторое время просто лежал на берегу, а позже был порезан (и это при том, что за пару лет до этого его капитально отремонтировали!). Фотографий этого катера найти нигде не могу, к сожалению.

Ещё от Сабарова в сторону Гнивани до середины 90-х постоянно ходили два буксира с баржами, груженными обычно гравием или отсевом.

+1
0
-1

А.Шитов.Открытый катер на 20 посадочных мест,который Вы видели у причала-это,по всей видимости, переправочный катер,который долгое время перевозил людей через реку от ул.Гонты до ул.Богуна(там,где сейчас хотят строить мост),и был приписан к пристани "Винница".А пассажирский теплоход по другую сторону Сабаровской ГЭС-это ПТ-55,однотипнный с ныне имеющимся в Виннице ПТ-73.Он несколько лет курсировал по маршруту Винница-Сабаров,и после появления второго теплохода типа "Москвич"("Н.Пирогов"),был переведен на другую сторону плотины.По моим сведениям он не был порезан(а Вы лично видели это?),и совсем недавно переправлен в Винницу,восстановлен(с полным изменением внешнего вида),получил название "Подiлля",однако,из-за невостребованности, был перевезен на Днестр.Уменя есть его фото,но очень плохого качества.Возможно у кого-нибудь найдуться фото старых винницких теплоходов,катеров,барж-поделитесь.А вот теплоход,фото которого представил Сергей Бей-я не помню.В Виннице были теплоходы такого типа,только рубки у них были металлические,а не деревяные,как на фото,и обязательно присутствовал тент.

Зображення користувача Алексей.
Алексей23.10.2013 15:08 October 23, 2013
+1
0
-1

винал писав: А.Шитов. ...пассажирский теплоход по другую сторону Сабаровской ГЭС-это ПТ-55,однотипнный с ныне имеющимся в Виннице ПТ-73.

Честно говоря, никогда не видел.

винал писав: Он несколько лет курсировал по маршруту Винница-Сабаров,и после появления второго теплохода типа "Москвич"("Н.Пирогов"),был переведен на другую сторону плотины.По моим сведениям он не был порезан(а Вы лично видели это?)

информация от бывшего капитана этого катера. Очень рад, если это неверная информация.

винал писав: и совсем недавно переправлен в Винницу,восстановлен(с полным изменением внешнего вида),получил название "Подiлля",однако,из-за невостребованности, был перевезен на Днестр.Уменя есть его фото,но очень плохого качества.

Буду очень благодарен за фото этого теплохода любого качества. Всё-таки кусочек (и не маленький) моего детства :-)

Зображення користувача asdfdfsdf.
asdfdfsdf19.09.2022 00:36 September 19, 2022
+1
0
-1

Почему никто не вспоминает катер под названием исаковский, который так же ходил по маршруту в сторону стрижевки, на подводных крыльях, от которого была самая сильная волна. И так же на пляже химик стоявший военный катер на берегу в 70-е годы. Привет всем коренным винничанам