По Одессе на колёсах
Мини-отчет винничан (Клуб «1000 миллиметров»: Олег, Саша и Паша) о поездке в Одессу 23 апреля на трамваёвку по-одесски с запахом...
Во всём мире люди в трамваях ездят, а в одесском – живут, так ШО трамвай там, это тоже часть города, только на колёсах. Да, и ходят они не по маршрутам, а туда куда вам надо или не надо.
Одесса. От Винницы всего 6 часов на Южном экспрессе. Одна ночь и восход солнца можно уже встречать прямо на море. Море – оно так манит среднестатистического континентально-сухопутного жителя.
Но манит в Одессу не только море, но и сам легендарный город. И не поехать туда на встречу любителей электротранспорта
И вот в 6 утра мы в Одессе…
Благо от вокзала до Лонжерона быстренько ходит 28-й трамвайчик. И мы сели в этот трамвайчик, тормознув его поднятой рукой.
Прогулка по-одесски с запахом моря
Первой точкой посещения был пляж Лонжерон, где мы смогли увидеть восход солнца над морем, вдохнуть свежий морской воздух и обмыть свои бренные ноги прохладной морской водой. Ну, последнее уже на любителя, т.к. Саша слегка замерз после этих ванн.
Перекусив прямо на пляже домашними запасами, мы отправились в пешую прогулку по набережной в направлении морского порта.
Море лежало справа от нас безгранично-огромной лужей и блестело на утреннем солнце. Мы прошли мимо панорамы на грузовой порт с его кранами и контейнерами, мимо памятника погибшим морякам, мимо кота, сидящего на балконе 2-го этажа и пристально наблюдающего за нами, спустились по крутому Карантинному спуску.
Дальше мы дождались троллейбус ЮМЗ Т2 маршрут №10 и вернулись на вокзал.
Встреча по-одесски с запахом шаурмы
У нас до встречи с другими участниками мероприятия было в запасе ещё немного времени, и мы провели его в этаком отдыхе на лавочке в скверике возле вокзала. Покупка стаканчиков бульона и маккофе оживила наше настроение, особенно у Паши.
Потом отведали даже шаурму (ну не шаурму, а хот-дог) местного нареза. Только в Одессе это лакомство делает ТАКИМ местная армянская диаспора.
Участники встречи собирались на конечной остановке трамвая «Старосенная площадь», куда и должен был прибыть наш экскурсионный трамвай. Вагончик опоздал к назначенному сроку почти на час, но это время все провели в хорошем общении друг с другом.
На сейшен приехало много любителей транспорта из разных уголков нашей страны, а так же из России.
И вот, к 12 часам дня, из-за угла показалась свежевыкрашенная двухдверная Татра Т-3 с номером №3144. Именно она стала нашим домом на ближайшие семь часов.
Все весело заняли места в вагоне, и поездка началась…
Трамваёвка по-одесски с запахом рыбы
Первым направлением нашей поездки был Рыбпорт. Это самый южный трамвайный маршрут в городе, выходящий за пределы Одессы, и идущий через два района области. Конечная станция уже в Ильичёвске, где собственно и находится этот порт.
Дорога проходила по пригороду, то выскакивая на открытые пространства, то петляя между заборами новых особнячков Царского села.
Особенно много там наблюдалось мусора под деревьями и заборами, вдоль трамвайных путей. Мы наверное так привыкли жить.
Саша делал какие-то текстовые наброски в свою тетрадь.
Среди мужской компании была одна девушка из Одессы – Александра. Рассказала, что тоже увлекается трамваями. Но кроме этого любит фотографии и музыку. Её фотоаппарат наверняка сделал за время поездки огромное количество интересных снимков.
Трамваёвка по-одесски с запахом Победы
Вернувшись к вокзалу, наш трамвай остановился на пит-стоп по причине постоянного задымления в салоне. Но Влад быстро исправил ситуацию, когда вагон поставили на канаву возле Куликового поля, победив неисправость.
Минут через десять поездка продолжилась в направлении к.с. «Мемориал 411-й батареи».
Дорога шла через один из одесских спальных районов, но потом, перейдя в однопутную линию, побежала по частному сектору.
Интересно рассказывал о своём городе одессит Александр, знающий каждую улочку и дом родного города.
Окраина уже не удивляла мусором вдоль дороги.
От трамвайного кольца до самого Мемориала надо было идти минут десять, и все изъявили желание идти. Там, среди разной военной техники, стоит памятник фронтовому трамваю. Техники действительно оказалось много: танки, пушки, подводная лодка, бронепоезд.. Но нам был интересен в первую очередь трамвай.
Уже без окон, только металлический корпус, но видно недавно выкрашенный, отдан на радость детям, коих в парке наблюдалось большое количество. Благо погода была солнечной.
Осмотрев экспозицию, мы отправились обратно к трамваю.
Водителем нашего домика на колесах был Виталий – водитель трамваев с огромным опытом в этом деле.
На обратном пути случилось нечто необычное. Т.к. мы были на одноколейной линии, и шли вне графика, встретились лицом к лицу с маршрутным вагоном, идущим на встречу. Пришлось маршрутнику уступить, и поехать задом до ближайшего разъезда. Враг отступил и наши снова победили!
Трамваёвка по-одесски с запахом истории
Еще одним направлением была поездка по линии на Хаджибейский лиман.
Трамвай, проехав центральную, историческую часть города, спустился к Пересыпи, и петлянув еще по каким то стрелкам и небольшому тоннелю (так называемый Глухой мост со сплетением встречных рельс) вышел на просторы одесских болот.
Начались камыши, частично выгоревшие, но неизменно дополняющие пейзаж местности. Частные домики стояли по другую сторону линии – такие себе старые трущобы Одессы.
По этой дороге сохранились первые трамвайные остановки, построенные еще в конце 19 века Бельгийским обществом. Раньше по этой линии курсировал паровой трамвай, а позже она была электрифицирована.
Трамвай мчал нас по уникальному маршруту (впрочем все маршруты в Одессе по своему уникальные). У пассажиров было хорошее настроение.
Солнце смотрело в окна вагона, как бы путешествуя с нами.
После «камышей» был заезд на Слободку – колоритный район Одессы, где почти всё осталось в неизменном виде уже более ста лет. Даже трамвайная линия осталась такой же, как в начале ХХ века. Тут находится самая узкая трамвайная улица города. Дороги, вымощенные брусчаткой, никогда не видели асфальта.
Старые одесские домики спрятались в ветках деревьев.
Это была та самая Одесса, о которой слагаются истории, легенды и анекдоты. Когда мы сделали там фото-стоп, это вызвало интерес у местных жителей Слободки.
Один местный одессит с собачкой даже предложил собачку снять, когда Паша фотографировал Сашу возле нашей Татры,
Море по-одесски с запахом краски
Конечным пунктом нашей поездки были ворота трамвайного депо на Водопроводной улице. Дальше у всех была свободная программа.
Мы попрощались с участниками трамваёвки и, поблагодарив организаторов, отправились в Аркадию. Это курортный район Одессы, добраться до которого можно трамваем №5. Ехали на
Но свежего воздуха было мало, т.к. кафе и рестораны, готовясь к пляжному сезону, выкрашивали свои заведения свежей краской.
Но море манило нас своим тихим прибоем и шуршанием ракушек. Мы еще некоторое время стояли и слушали эту морскую вечернюю мелодию.
В 21 снова на вокзал, ведь через два часа наш поезд в Винницу. Обратно ехали на единственном в Одессе вагоне «семь тысяч раз».
Вокзал по-одесски с запахом колбасы
Вечерний город за окном трамвая отдыхал после солнечного дня. Мы ехали почти молча, смотря в темные окна, и думая о прошедшем дне. Он так быстро пролетел, но принёс огромное количество позитивных эмоций и хорошее настроение.
После, перекусив на вокзале купленной колбасой и хлебом, как это делают все приезжие, мы осмотрели вокзальный комплекс.
Уже через час ночной поезд помчал нас вглубь страны, в наш родной город, оставляя за собой шлейф приятных воспоминаний. Но мы еще обязательно вернемся к тебе, Одесса.
Винница встретила нас прохладным утром следующего дня.