Фронтовой трамвай

Зображення користувача Oleg.
Автор: Oleg / Дата: 04.05.2011 10:55 /

Статья о трамваях, приблизивших Победу.

ВИДЕО

Накануне войны ленинградские трамвайщики имели самые лучшие показатели за все время своего существования. Ежедневно по 42 маршрутам курсировали 750–800 поездов (1 835 вагонов). Маршрутная сеть насчитывала свыше 700 км и соединяла все районы города так, чтобы обеспечить большинству пассажиров поездки без пересадок. От 70 до 80 машин выходило каждый день на пять троллейбусных маршрутов. В последнем предвоенном году трамвай перевез около 1 млрд. 200 млн. человек, троллейбус — больше 40 млн. человек. В ТТУ входило 10 трамвайных парков и один троллейбусный парк, 20 тяговых подстанций. В них и других хозяйствах трамвая и троллейбуса работали 22 тыс. человек.
В начале 1941 года приступили к сооружению ряда новых линий, проектированию нескольких парков. Но осуществить эти планы, к сожалению, не удалось.

22 июня, узнав о вероломном нападении фашистской Германии на СССР, руководство ТТУ и директора парков прибыли на свои рабочие места. Сюда же собирались бойцы команд МПВО, городские учения которой были назначены на этот день. С 23 июня началась мобилизация в армию. В приказах по Управлению и паркам все чаще стали появляться стандартные формулировки: «В связи с мобилизацией в ряды РККА… временно исполняющим обязанности… назначить…». Работники ТТУ пополняли также ряды армии народного ополчения, истребительных батальонов и партизанских отрядов. Только в 1941 году в армии и добровольческих формированиях оказалось около 4,5 тыс. рабочих и служащих ТТУ. По неполным подсчетам в ряды Красной Армии в 1941–1944 годах ушли 3 731 человек. Не всем из них суждено было вернуться в родные коллективы.

На место мужей и братьев приходили жены и сестры, возвращались старые производственники, прервали свое обучение учащиеся техникума и ремесленного училища. Квалификация многих новых работников была невысокой. Опыт приобретался со временем, на производстве, в тяжелейших условиях войны и блокады. Изменилась специфика работы Трамвайно-троллейбусного управления.

По городу стали курсировать специальные санитарные трамвайные поезда. Грузовые трамваи доставляли к станциям железных дорог оборудование, предназначенное к эвакуации, возили сырье и топливо для заводов и фабрик, продукты в магазины и песок для нужд МПВО и литейного производства.
В мастерских и депо «Лентрамвая» стали выпускаться детали для мин, ведущие колеса для танков, выполнялись другие оборонные заказы. Свыше полутора тысяч трамвайщиков отправились на строительство оборонительных сооружений.

С потерей Шлиссельбурга 8 сентября 1941 года началась сухопутная блокада Ленинграда. Линия фронта пролегла по окрестностям и в черте города. По территории парка им. Котлякова прошли оборонительные рубежи, у парков Кировского района и им. Коняшина были построены доты и заграждения, вырыты защитные щели и укрытия от артобстрелов.
В конце сентября 1941 года Военный совет Ленинградского фронта утвердил секретный план «Д», предусматривавший — в случае штурма фашистами города — вывод из строя почти 6 000 важнейших городских объектов. Среди них были и предприятия ТТУ. В трампарки завезли взрывчатку, из числа их работников сформировали и обучили команды подрывников, которым предстояло подорвать здания. Трамвайные вагоны подлежали сжиганию. Здание на улице Зодчего Росси должны были взорвать бойцы подрывного отдела МПВО. К счастью, плану «Д» не суждено было осуществиться.

Ряд конечных трамвайных станций оказался в зоне боевых действий. 15 сентября 1941 года немецко-фашистские войска прорвались от Горелово к Финскому заливу и перерезали Стрельнинскую линию. Снаряд попал в Стрельнинскую подстанцию, и прекратилась подача тока. Около 20 трамвайных поездов, перевозивших пассажиров и раненых, застыли на рельсах. Под обстрелом пробирались вагонные бригады, пассажиры и раненые к Ленинграду. Те, кто попал в Стрельну, оказались в зоне оккупации. А вагоны так и простояли на линии до конца блокады.

Линия фронта, образно говоря, проходила отныне и по всем ленинградским улицам и кварталам. С начала сентября 1941 и по 22 января 1944 года город подвергался регулярным артиллерийским обстрелам врага. Более двух лет фашистская авиация бомбила Ленинград. В таких, воистину фронтовых, условиях приходилось трудиться всем горожанам, в том числе и трамвайщикам. За годы блокады был нанесен ущерб пяти трампаркам, трем подстанциям; две подстанции полностью выбыли из строя. За это же время зарегистрировано свыше 1050 попаданий снарядов и бомб в хозяйства трамвая. Было разрушено более 450 км трамвайной контактной сети, 40 км кабельной сети, 1065 вагонов и 25 зданий. Общий ущерб составил около 15 000 000 рублей. От снарядов и авиабомб гибли рабочие мастерских и депо, вагоновожатые и кондукторы.

По данным, с сентября 1941 по январь 1944 года 57 трамвайщиков были убиты или умерли от ран, 211 — ранены или контужены.
К концу ноября 1941 года из-за перебоев с электроэнергией участились перерывы в трамвайном и троллейбусном движении. Из-за снежных заносов и частых перебоев с электроэнергией 8 декабря трамвайное движение в городе замерло. На следующий день по решению горисполкома были упразднены восемь трамвайных маршрутов. Впоследствии отдельные вагоны еще двигались по ленинградским улицам, окончательно остановившись 3 января 1942 года после того, как прекратилась подача электроэнергии. 52 поезда так и замерли на заснеженных улицах. Известная поэтесса Ольга Берггольц писала: «…С Московского — до самой Александро-Невской лавры — цепь обледеневших, засыпанных снегом, тоже мертвых — как люди, мертвых — троллейбусов. Друг за другом, вереницей, несколько десятков. Стоят. И у Лавры на путях цепь трамваев с выбитыми стеклами, с сугробами на скамейках. Тоже стоят… Неужели мы в этом когда-то ездили? Странно! Я шла мимо умерших трамваев и троллейбусов в каком-то другом столетии, в другой жизни».

Зимой в городе появился новый враг — алиментарная дистрофия. Голод преследовал людей повсюду. Нормы отпуска хлеба с сентября по ноябрь 1941 года снижались пять раз. В «блокадном меню» появились дрожжевой суп, студень из столярного клея, «шроты» (соевые выжимки). «“Блокадное меню” запомнилось на всю жизнь, — вспоминал бывший начальник отдела эксплуатации грузового парка Б.К. Бурмистров, — суп с “медузами” (так называли воду со сваренным проросшим зерном, добытым с затопленных барж), “желе”, “шроты”, соевое молоко, которое сами привозили с молококомбината».

Для спасения людей в Трамвайно-троллейбусном управлении, как и на других предприятиях, были организованы стационары. В течение 2–3-х недель наиболее истощенных рабочих и служащих обеспечивали здесь повышенными (для того времени!) нормами питания, оказывали им посильную медицинскую помощь. До конца апреля 1942 года стационары ТТУ обслужили более 2 тыс. работников. И все же потерь избежать не удалось. По неполным сведениям, из предприятий ТТУ за 1941–1944 годы были уволены «по причине смерти» 3 406 человек, как «без вести пропавшие» — 71 человек. Большая часть из них умерла именно в первую блокадную зиму.

Трамвайщики голодали и мерзли, умирали от болезней и погибали от обстрелов, но не прекращали работу. Они по-прежнему выполняли заказы для фронта, ремонтировали вагоны, трудились на торфоразработках и лесозаготовках, работали в больницах и на захоронениях. Значительную часть персонала ТТУ составляли женщины: почти 90% слесарей-ремонтников подвижного состава, электриков в энергослужбе, ремонтных рабочих в службе пути, 99% вагоновожатых. Они работали и верили, что не за горами тот день, когда трамвай снова выйдет на улицы города.
И этот день наступил! С 8 марта 1942 года пошли грузовые трамваи. С их помощью значительно ускорилась очистка города от мусора, снега и нечистот. А 15 апреля открылось пассажирское трамвайное движение. Направления первых пяти маршрутов в основном совпадали с довоенными и обеспечивали возможность пассажирам добраться во все районы Ленинграда всего с одной пересадкой. Чтобы вновь открыть грузовое и пассажирское движение, потребовалось восстановить примерно 150 км контактной сети — около половины всей эксплуатируемой в то время сети.

Пуск троллейбуса весной 1942 года городские власти сочли нецелесообразным. С улиц троллейбусные машины убрали — с помощью трамваев — на места консервации, расположенные в парке на Сызранской улице, на бульваре Профсоюзов (ныне Конногвардейский) и на Красной (ныне Александра Невского) площади. В течение 1942 года трамвайщики восстановили движение еще по нескольким маршрутам.
В этом же году коллектив Управления значительно пополнился за счет работников, ранее не знакомых со спецификой трамвайного хозяйства. К их обучению привлекались лучшие производственники: главный инженер парка им. Коняшина П.Н. Корнилов и инженер энергослужбы С.С. Карнеев, рабочий парка им. Скороходова Литвинов и начальник группы линейных и аварийных слесарей Левченко, мастера Смирнова (ВАРЗ № 1) и С.В. Великанов (парк Кировского района), а также многие другие трамвайщики. Продолжали работать учебный комбинат и трамвайно-троллейбусный техникум.

Трудовой героизм старшего и младшего поколений трамвайщиков был по достоинству оценен руководством города и отрасли. По итогам работы за второй квартал 1942 года ТТУ было вручено Красное знамя за победу в общереспубликанском соревновании на лучший трамвай.
Извлекая уроки из трагической зимы 1941/42 года, руководство города стало обращать большее внимание на бытовые условия населения. Началась организация подсобных хозяйств и разработка индивидуальных огородов, заготовка топлива на следующую зиму. В октябре 1942 года на нескольких участках города днем прекратилось пассажирское движение, чтобы своевременно вывезти грузовыми трамваями заготовленные дрова. В целом ряде трамвайных парков появились душевые и прачечные, парикмахерские, портновские и сапожные мастерские.

К концу 1942 года работа трамвая ухудшилась. Но благодаря своевременным мерам, принятым горкомом партии и руководством ТТУ, положение удалось выправить. В апреле 1943 года ленинградцы получили первую премию в социалистическом соревновании на лучший трамвай в городах РСФСР. В числе передовиков было ТТУ и позднее: в мае, июне, июле, августе, сентябре и декабре того же года.

Победа в соревновании давалась ленинградцам нелегко. Хотя блокада была прорвана еще 18 января 1943 года, бомбардировки города и артобстрелы не прекращались. Пришлось перенести 132 остановки от перекрестков в глубину улиц. На линии больше выходило одиночных вагонов или моторных с одним, а не двумя прицепными. Было разрешено чередовать движение по параллельным улицам. В 1943 году количество маршрутов увеличилось. Помимо обычных, появились подвозочные маршруты. Их вводили на период огородной кампании, но затем, путем обследования, была установлена их целесообразность и в зимнее время.

Трамваи доставляли горожан на Крестовский и Петровский острова, связали Озерки с Парголово, а Старую Деревню с Новой Деревней. Один из таких маршрутов впоследствии стали называть «подвозкой-героем»: два вагона парка им. Коняшина возили бесперебойно горожан от площади Стачек до Кировского завода, почти к самой линии фронта, в наиболее обстреливаемом районе. Число пассажиров в августе достигло 25 млн. человек; в начале года оно было немногим более 11,5 млн. Не сдавал своих позиций и грузовой трамвай: почти 600 тыс. тонн грузов было перевезено с его помощью в Ленинграде в 1943 году.

Полная ликвидация блокады 27 января 1944 года изменила обстановку в городе коренным образом. В течение года население Ленинграда увеличилось на 372 тыс. и составило более 930 тыс. человек. Потребовалось значительное расширение трамвайного движения.
К этому времени в ТТУ был разработан план восстановления городского электротранспорта в две очереди. Первая очередь предусматривала увеличение числа маршрутов с 13 до 19, восстановление и новое строительство вагонов, контактной и кабельной сети, фидеров и подстанций. Должен был приступить к работе трампарк им. Скороходова. План второй очереди предполагал полное восстановление трамвайного хозяйства.

На помощь трамвайщикам не раз приходили местные предприятия и учреждения, рядовые горожане. «Нужно было пустить трамвай на Среднюю Рогатку, — вспоминал один из районных комсомольских работников того времени. — Трамвайно-троллейбусное управление рассчитывало его пустить не ранее чем через 1,5–2 месяца, ввиду того что на всей линии были доты, дзоты и другие укрепления. Райком комсомола организовал воскресник, в котором приняло участие около 15 тыс. человек, и в один день весь путь был расчищен».

В 1944 году открылись еще 9 маршрутов, и к 1 января 1945 года их уже было 20; по ним ежедневно курсировали 850 вагонов. 24 мая 1944 года после 29-месячного перерыва возобновилось троллейбусное движение от Сызранской улицы до Адмиралтейского проспекта.

Оживилось движение рационализаторов, более трети работников ТТУ являлись стахановцами. Среди них вагоновожатые Дмитриева и Цветкова (парк им. Блохина), Жарова и Виноградова (парк им. Леонова), Грошева и Кащур (парк им. Володарского), кондукторы Каллистратова и Литвякова (парк им. Калинина), смазчица Колокольчикова (парк им. Смирнова) и другие. В апреле и мае «Лентрамвай» завоевывал первое место во Всесоюзном социалистическом соревновании, неоднократно получал переходящее Красное Знамя. 74 работника ТТУ были награждены в этом году орденами и медалями СССР.

С середины 1944 года трамвайщики подключились к восстановлению городского хозяйства. Каждый из них получил специальную книжку, куда вносились отработанные им часы на восстановлении города. Только за семь месяцев «в порядке патриотического движения» было отработано 260 тыс. часов.
В конце 1944 – начале 1945 года увеличилось количество опозданий вагонов на линию и возвратов в парк. В кризисном состоянии находилась ремонтная база. ВАРЗ№1 практически еще не работал, ВАРЗ № 2 (бывшие Центральные вагоноремонтные мастерские) не справлялся со всем объемом работ. Помощь со стороны советских и партийных органов города позволила несколько выправить ситуацию. Выпуск поездов на линию стал увеличиваться и к лету 1945 года стабилизировался на уровне 1035–1037 вагонов в сутки. Лучше стало положение и с запчастями.

Отгремели залпы войны, стали возвращаться в парки и службы ленинградского трамвая фронтовики-победители. Закончив одну битву и победив в ней, они, вместе с бывшими блокадниками, снова вступили в бой — теперь уже в бой с разрухой.