Чешские трамваи когда то спасли Винницу
.
Чешские трамваи когда то спасли Винницу... от шума. А было это в 1971 году, когда пражские вагоны потеснили немецкие Готы.
Уже вскоре винничане будут ездить только в цюрихских трамваях, которые, как планируется, должны полностью заменить чешские. Лишь два «чеха», которые прошли "процедуру омоложения" - то есть полная реконструкция с модернизацией - будут и дальше конкурировать с швейцарскими "Миражами" и "Карпфенами".
Первые же чешские вагоны Т-4 прибыли на обкатку в Винницу летом 1971 года. Старожилы трамвайного депо не припоминают, чтобы пассажиры особенно удивлялись новинке. «Чехи» вошли в наш город уже при развитой трамвайной сети, когда прогулка по городу в трамвае стоила всего пять копеек, тогда как до войны проехаться в трамвае было удовольствием не из дешевых. Поэтому «чехи» уже не были аттракционом, но все же стали фаворитами по уровню комфорта:
- Люди на остановках подолгу ждали, чтобы проехаться с комфортом на новых чешских трамваях, - вспоминает начальник подвижного состава трамвайного депо Николай Гончаренко.
Он тогда был начальником производственно-технического отдела, потому лично встречал два первых чешских вагона, которые проходили у нас испытания. Опыт винничан был успешным - и пражский завод приготовился для их серийного производства и реализации на тогдашнем советском пространстве.
Начиная с 1971 года начались крупные поставки вагонов.
Прототипом чешских трамваев была штатовская модель, выпущенная на целых полвека раньше. Чехословакия выкупила патент и с незначительными изменениями производила эти трамваи до 1989 года.
- Трамваи были с полуавтоматическим пуском - что было почти революционным новшеством ... Этими вагонами заменялись ГДРовские вагоны, в которых был значительно больший уровень шума, а в чешских трамваев были подрезиненные колеса, - вспоминает Николай Гончаренко. - Уровень комфорта был значительно лучше из-за плавности хода, было интересно эстетическое оформление салона, значительные удобства в управлении.
После 1983 года в Винницу поступили вагоны с шарнирным соеденением. Специальная бригада из Праги в самом начале эксплуатации своих трамваев провела обучение ремонтного персонала и водителей. Поставщики неплохо знали русский язык и понимали винничан без переводчика. Сложностей с обучением водителей не было, но над разъяснением по ремонту более сложного электрооборудования трамвая пришлось поработать.
Но винничане справились - и с тех пор все текущие ремонты проводили собственноручно. В отличие от других городов страны, где повреждённые вагона легко списывают, винничане научились «латать» почти все детали, поддерживая вагоны в рабочем состоянии.
В декабре 2010 года пять винницких "чехов" принял Житомир. Сейчас в Трамвайно-троллейбусном управлении ищут новых покупателей - такие же трамвайные "узкоколейки" ещё во Львове и Евпатории.
Справка.
За 2007-2010 годов Винница безвозмездно получила более сотни швейцарских трамваев «Мираж» и «Карпфен» и запчасти к ним.
По материалам газеты
"МIСТО" от 26.01.2011
От сайта.
Перевод с украинского.
Хотим отметить, что материал статьи содержит некоторые неточности, но текст оставлен в авторском виде.
Коментарі
Гарна стаття,але навіщо ж перекладати?