Хайфское чудо

Зображення користувача Oleg.
Автор: Oleg / Дата: 12.02.2011 22:01 /

«Кармелит» - не метро, а подземный фуникулер: общественный транспорт на канатной тяге, с вагончиками, как в метрополитене. Его главная задача - перемещать пассажиров не только и не столько по горизонтали, сколько по вертикали.

Находится «Кармелит» в Хайфе (Израиль), на вершине горы Кармель, по склону которой и проложен тоннель. Так что «подземку» пришлось делать весьма странную – со ступенчатыми станциями и наклонными поездами. Наклон тоннеля к горизонтали достигает 17 градусов.Между прочим, такой же механизм, только на поверхности, использован на Михайловском подъеме в Киеве. «Кармелит» вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самая короткая система подземного транспорта: его длина - два километра.

В начале 1950-х годов жизнь в Хайфе протекала в трех разных уровнях: в Нижнем городе, где находился деловой центр, на плато Адар, где располагались административные учреждения, знаменитый институт «Технион», а также культурный центр Хайфы, и на вершине горы Кармель, где раскинулся жилой район. Даже сегодня, чтобы попасть в Нижний город, у жителя «верхнего яруса» уходит едва ли не полчаса езды по горному серпантину.

Поэтому в середине прошлого века возникла идея создания нового для Израиля вида транспорта, которая, несмотря на ее кажущуюся экстравагантность, была воплощена в жизнь. В 1955 году мэрия Хайфы заказала французской компании «Донкеркуаз» во главе с главным инженером парижского метрополитена Жаком Гастоном разработку подземного фуникулера.

13 июля 1956 года был заложен первый символический камень невиданного в здешних краях сооружения, и начались строительные работы. Вынули 51 тыс. кубометров грунта, закупили импортные вагоны, и 21 октября 1959 года тогдашний глава правительства Давид Бен-Гурион торжественно открыл «Кармелит». Строительство обошлось в 5,9 млн. долларов - почти вдвое больше запланированной суммы.

Первоначально поезд шел от первой до последней остановки шесть минут, но в первый год эксплуатации случилось транспортное происшествие, после которого было решено снизить скорость. Теперь она составляет в среднем 30 км/ч, и поездка из конца в конец занимает семь минут.

У «Кармелита» есть подземное депо и прекрасно оборудованные мастерские, где можно выполнять сложные ремонтно-восстановительные работы. В 1986 году «Кармелит» закрыли, поскольку степень износа становилась опасной для жизни пассажиров. Решение о реконструкции «зависло» из-за бюрократических проволочек и невнятной тендерной политики. Спустя четыре года работы по реконструкции все-таки начались, и в 1992 году обновленное «метро» снова заработало. На этот раз ленточку перерезал премьер-министр Ицхак Рабин.

Сегодня «Кармелит» практически полностью автоматизирован: всю инфраструктуру, состоящую из шести станций, обслуживают 17 сотрудников, они же осуществляют и управление компьютерной системой. За последние годы структура расселения в Хайфе изменилась, и «Кармелит» перестал быть жизненно необходимым транспортным средством.

Переместились деловые центры, вокзалы и главные транспортные артерии города, появились новые жилые кварталы, и некогда переполненные поезда пустуют. «Кармелитом» пользуются 2 тыс. человек в день, то есть в среднем 10 человек на 400-местный состав. Отсюда убытки муниципальной казны и разговоры о нецелесообразности дальнейшей эксплуатации хайфского дива. «Кармелит» действительно крайне убыточен, но в то же время это по-прежнему самый быстрый путь наверх. Удастся ли властям подарить ему новую жизнь - покажет время.

Вестник ЕАР