В Чехии появляются частные поезда
В Чехии начал курсировать частный поезд. На маршруте, одном из самых популярных в стране, цена билета - почти в два раза меньше, чем в государственных поездах. После того, как бизнесмен показал, что может работать с прибылью и без дотаций, - власти с будущего года лишают поддержки и государственное предприятие "Чешские железные дороги". Марина Коваль проехалась в современном вагоне и почувствовала разницу.
Вот с этой первой платформы пражского железнодорожного вокзала сегодня стартовал частный поезд. Пока в нем шесть вагонов и ездит по одному маршруту из Праги в Моравию и обратно. В туалете - живые орхидеи, в купе - кожаные кресла. Везде - ковролин и идеальная чистота. На первый рейс - проданы все билеты. Как только пассажиры занимают свои места - подходит стюард.
Йиржи Новотный, пассажир, пенсионер:
- Когда я услышал о частном поезде, то сразу спросил: а для обычных людей он доступен? Как видите - доступен. Вагоны новые, чистые, прямо как в Германии.
По работе Тереза ездит из Оломоуца в Прагу каждый месяц. Поездом - говорит - значительно быстрее, чем на автобусе. Да и условия - в частном поезде - намного лучше.
Тереза Шишкова, пассажир частного поезда:
- На этот поезд билет стоит вполовину дешевле - двести тридцать крон. Тогда как у "Чешских железных дорог" - четыреста восемьдесят. Здесь мне предложили бесплатные кофе, воду, газеты и журналы.
Радим Дудек,студент:
- Вагон хороший, но в рекламном ролике, например, - обещали, что будет Интернет. Но связи не было - как только мы выехали.
Все недостатки - обещает директор фирмы, запустившей состав - устранят уже к следующему рейсу. Радим Янчура - лично ходит по вагонам. Интересуется - что нравится пассажирам, а что - стоит изменить.
Радим Янчура, директор частной компании, которая занимается перевозками:
- Да, риск, конечно, есть. Но мы подсчитали, что вложив миллиард крон в покупку поезда, открытие офисов и набор персонала - деньги вернуться уже через два месяца.
Чтобы получить разрешение на запуск поезда - фирме пришлось отстаивать свою идею в министерстве транспорта.
Мартин Новак, специалист Министерства транспорта Чешской республики:
- Когда возникла такая идея - мы не возражали. Тем более, что частный предприниматель согласился работать без дотаций. А госкомпания - такие дотации получает. Правда, в следующем году, мы перестанем их выплачивать.
В "Чешских железных дорогах" конкуренции не боятся. Хотя признают - проблемы есть.
Петр Штяглавски, пресс-секретарь акционерного общества "Чешские железные дороги":
- Большинству наших вагонов по тридцать лет. Это наследство социалистических времен. Они не отвечают требованиям Евросоюза.
Каждый год предприятие покупает современные вагоны. В 2010-м - приобрели 120 штук. Но этого очень мало. Обновить нужно половину парка. Смогут ли выдерживать конкуренцию на госпредприятии и дальше - вопрос. Ведь уже в следующем году на рынок железнодорожных пассажирских перевозок Чехии - выйдет еще одна частная фирма.
"Подробности". Телеканал "Интер". Прага.