Транспортная реформа 2.0: интервью с заместителем мера

Зображення користувача Oleg.
Автор: Oleg / Дата: 13.02.2017 17:33 /

Будут автобусы средней вместимости, электронный билет, информационные табло на остановках и радикальные изменения на рынке такси

Примерно половина петиций, адресованных к мэрии Винницы, касается транспортного сообщения с окраинами города. В свою очередь, городские власти начинают несколько проектов в этой отрасли. Обычно их представляют, используя малопонятную специфическую терминологию. Доступно о кредитах, автобусах и глобализации в ближайшей перспективе журналису «РЕАЛ» рассказал заммэра Владислав Скальский.

- Владислав Владимирович, немецкие специалисты собираются анализировать систему транспорта. Городские власти видят некие проблемы, которые не могут выявить инженеры ВНТУ, разрабатывавшие транспортную схему Винницы?

- Проект называется Modalyzer. Перед немецкими специалистами из компании InnoZ GmbH (Берлин, Германия) стоит задача помочь нам изучить, как передвигаются винничане – в первую очередь, откуда и сколько пешком или, к примеру, велосипедом, а сколько на общественном транспорте или собственном авто. Это необходимо, чтобы понимать, сколько человек проходит своими ногами до остановки, сколько едет на общественном транспорте и сколько потом идет до работы или учебы. Все современные города анализируют именно комбинацию способов передвижения, чтобы учитывать это для дальнейшего развития территории.

Для успешной реализации проекта нам нужно привлечь как можно больше волонтеров, которые установят себе на смартфон приложение и будут в автоматическом режиме собирать анонимную информацию о своих передвижениях. Подробности – на сайте проекта.

- До транспортной реформы, инициированной тогдашнем мэром В. Гройсманом, маршрутные такси доставляли винничан чуть ли не «от подъезда». Сейчас приоритетным является муниципальный транспорт, поэтому увеличились расстояния, которые люди проходят пешком. Для чего делается этот анализ? В какую сумму он обойдется городскому бюджету?

- В Виннице, как и в Черновцах, Полтаве и Житомире, реализуется проект «Интегрированное развития городов Украины», который финансируется немецкой госкомпанией Deutsche Gesellschaft fur Internationale Zusammenarbeit GmbH (GIZ). Она помогает создать европейскую модель развития, чтобы при формировании концепции на завтрашний день мы смогли учитывать все взаимосвязанные компоненты современного города. Исследование, начавшееся 1 февраля, направлено на развитие транспортной отрасли и полностью (!) финансируется нашими немецкими партнерами.

Транспортная реформа 2012 года – это был крайне необходимый шаг вперед для современного города. Шаг, сделанный на очень внимательном просчете. Предварительный детальный анализ был проведен специалистами ВНТУ. Свыше полтысячи маршруток, которые выбрасывали выхлопные газы, соревновались за пассажиров, создавали нездоровую водительскую конкуренцию на улицах города, а самое главное – разрушали городскую транспортную систему – это был путь стран третьего мира. Мы же делаем ставку на развитие экологически чистых видов транспорта. Именно так развиваются все европейские города.

Уже сегодня специалисты из Винницы делятся опытом в других городах Украины. Наш опыт оценен и признан лучшим.

Согласно европейским стандартам, считается абсолютно нормальным, когда 300-400 метров люди до остановки основных маршрутов общественного транспорта преодолевают пешком. Если мы не можем обеспечить этого, то появляется пространство для привлечения частных перевозчиков и автобусов небольшой вместимости, которые «собирают» пассажиров и подвозят к остановкам трамвая и троллейбуса.

Это – анализ транспортной инфраструктуры – нужно, в первую очередь, нашим детям. Смысл в том, чтобы позаботиться и о том, чем будут дышать наши потомки… Мы хотим жить в этом городе, поэтому сегодня обязаны сформулировать средне- и долгосрочные приоритеты.

 

- Во многих петициях к мэру люди просят о дополнительных маршрутах в их микрорайоны, расположенные у городской черты или за городом. Не связано ли изучение с желанием разобраться, где действительно существуют проблемы с транспортом?

- Всю информацию, поступающую от винничан, мы тщательно изучаем, впрочем, как и работу общественного транспорта. В том числе ищем пути того, как удовлетворить запросы горожан, используя имеющиеся ресурсы. Они, к сожалению, не безграничны.

В данном случае мы ожидаем получить массу ответов на разные вопросы. В Житомире немцы уже начали проводить исследование, но пока не предоставили результаты. Если они стараются понять специфику украинских городов, то мы – что конкретно происходит с винничанами в пути.

Нам известно лишь то, что «происходит», когда люди едут в общественном транспорте и маршрутных такси. Как они добираются до него и как движутся, когда выходят, мы не знаем. Получив эти сведения, мы, вероятно, сможем думать над улучшением транспортной развязки, реорганизацией остановок общественного транспорта и улучшением расписания его движения.

- Гипотетически можно ожидать увеличения количества единиц транспорта в отдаленных микрорайонах…

- Если говорить о маршрутных такси, то частные перевозчики будут работать только там, где им это будет выгодно. Поэтому городские власти ежегодно покупают новые автобусы, как самый быстрый способ решения транспортных проблем, не забывая вместе с тем и о модернизации электротранспорта и его инфраструктуры. Не секрет, что автобусные перевозки убыточны. Топливо и запчасти стремительно дорожают, а мы не можем пойти на соизмеримое увеличение тарифов, поскольку винничанам будет сложно платить, условно, в два раза больше.

Почему сейчас делаем акцент на автобусах средней вместимости с двигателями, работающими на газе? На проблемных маршрутах не хватает пассажиров для нормальной загрузки больших автобусов и удовлетворительной ротации пассажиров по пути следования. А такой транспорт поможет сократить время его ожидания, остается только выяснить, где он наиболее необходим.

- Когда может окупиться идея введения электронного билета в электротранспорте, для реализации которой винницкие власти хотят взять кредит в 8 млн. евро?

- Срок окупаемости зависит от стоимости системы. Мы озвучили максимальную сумму, оговоренную с банком. Но рассчитываем на значительно более привлекательное предложение от участников тендера за меньшие деньги. Предварительная финансовая модель и опыт внедрения в европейских городах предусматривает то, что такие проекты окупаются в течение от 5 до 12 лет. На итог повлияет масса факторов. Главное, что электронный билет позволит сделать общественный транспорт менее затратным, а его операционное управление – эффективным.

Как подарок, эти деньги никто не дает. Именно потому, что подобные проекты всегда доказывали свою финансовую состоятельность и уже были внедрены в европейских городах, ЕБРР рассматривает кредитный инструмент, как оправданный для города и эффективный для банка. Поскольку нам эти деньги надо будет возвращать, мы прилагаем максимум усилий для того, чтобы объявить максимально эффективный и конкурентный международный тендер. Все процедуры находятся под пристальным вниманием и контролем ЕБРР. Отобраны известные в мире компании, которые предоставляют услуги по производству и интеграции. Сейчас мы находимся на этапе согласования тендерной документации со всеми участниками проекта (зарубежные консультанты, ЕБРР, тендерный комитет города).

В первом раунде тендера мы определимся с принципиальным типом системы (а их есть несколько), а затем – с производителем, с которым будем разрабатывать тестовый набор оборудования. Винница может и планирует стать первым в Украине городом с полноценным внедрением электронного билета. Те или иные виды электронной оплаты уже применяются в других городах. Мы же говорим о комплексном подходе. Это уже стандарт для всей винницкой команды и та задача, которую ставит городской глава Сергей Моргунов. Причем, в соответствии с нашими планами, он должен стать краеугольным камнем для создания единой электронной муниципальной карты винничанина.

- Можете «на пальцах» пояснить, как люди будут расплачиваться за проезд пластиковыми карточками, похожими на банковские? Кондукторы, как класс, исчезнут. Появятся валидаторы – некий аналог уже подзабытых компостеров…

- Кондукторов никто увольнять не собирается. Мы будем предлагать их трудоустройство в других (в том числе и смежных) сферах жизнедеятельности города. Для этого создана специальная программа, наличие которой – требование ЕБРР. Плюс есть еще естественная ротация персонала. Уверен – это не будет проблемой. Чтобы проехаться, пассажиру будет достаточно иметь карточку. Будет в нее интегрирован чип или нет, зависит от типа системы. Сравнение с компостерами не совсем уместно. При входе в салон на поручне будет находиться небольшое устройство – валидатор, к которому нужно приложить карточку. Валидатор может либо «снимать» с нее сумму, либо считывать идентификатор с карточки и определять конкретного владельца по имеющейся базе данных.

С карточки снимут определенную сумму в соответствии с тарифным планом, а их будет много, ведь у нас есть школьники, студенты, льготники, туристы и обычные граждане. Система отметит начало поездки. Будет ли необходимость прикладывать карточку к валидатору в конце поездки, зависит от типа системы. Об этом пока говорить рано. Ждем конкретных предложений от участников тендера.

В 2017-м мы собираемся провести тендер и определить победителя. До конца года мы должны утвердить схему работы и провести тестирование первых образцов. После получения результатов в 2018 году будет доработка системы электронного билета и ее полноценный запуск в муниципальном общественном транспорте. Реализация этого проекта в частном транспорте планируется на следующем этапе. Вероятно, годом позже. Внедрение подобных систем в мировой практике занимает до 10 лет. У нас нет таких продолжительных планов. Наша задача сделать все за максимально сжатый период времени.

- Принцип работы системы означает, что человек сможет зайти в салон и «не обратить внимания на валидатор» и необходимость оплаты…

Зайти в салон и «не обратить внимание» не получится. Валидаторы будут стоять на всех входах в подвижной состав. Система контроля обязательно будет. Она зависит от типа системы, которую выберем на тендере. И это не все. Система электронного билета предусматривает еще и высокоточную диспетчеризацию всего подвижного состава. На остановках будут электронные табло, где пассажиры смогут увидеть, сколько времени осталось до прихода трамвая или троллейбуса, следующего по интересующему его маршруту. Поскольку каждая единица транспорта будет оснащена GPS датчиком, можно будет куда проще и эффективнее управлять всем процессом движения. Хочу отметить, что около 75% всех пассажирских перевозок в Виннице осуществляет КП «ВТК». Это смело можно назвать наилучшей стартовой ситуацией для внедрения системы электронного билета. Уверен, что реализация проекта в Виннице станет тестом для всей Украины. К тому же система электронного билета позволит улучшить интермодальность – координацию и сочетание разных видов транспорта во время одной поездки.

В этом плане для меня является абсолютным авторитетом система общественного транспорта Швейцарии. Используемая там система SwissPass предусматривает, как правило, годичную оплату для швейцарцев. Когда внес сумму, для тебя «открыты» все виды транспорта в стране – от поездов и метро до трамваев и велосипедов в каждом городе. При этом сама сеть общественного транспорта максимально развита. У 30% взрослого населения Швейцарии вообще нет причин для покупки личного автотранспорта. Конечно, Винница еще очень далека от такого, но уже сегодня нужно начинать думать и видеть будущее «по-европейски».

Сегодня практически для каждого украинца наивысшим приоритетом считается собственный автомобиль. Этот подход нужно менять. Наша задача дать людям эффективный и удобный общественный транспорт.

- Лично Вы больше пользуетесь личным авто или общественным транспортом?

- Обычно добираюсь на работу машиной. Хотя и общественный транспорт использую. По выходным ездим с дочерью на трамвае. Поскольку знаю о жалобах на троллейбусы, чтобы иметь собственное представление, тоже иногда езжу как пассажир.

Винничане предлагают в час пик на линии увеличить количество троллейбусов. Это сложно не потому, что не хватает транспортных единиц. Проблема с контактной сетью. Именно она ограничивает. Развитие же контактной сети и сооружение новых тяговых подстанций требует значительных средств.

В этом году мы одной из ведущих немецких электротехнических компаний заказали проведение аудита электрохозяйства «Винницкой транспортной компании», чтобы выяснить, где можно сэкономить, где имеется резерв, чтобы его перенаправить. Экономия электроэнергии в данном случае очень актуальна и потому, что для ВТК с 1 января тариф на нее вырос на 78%.

- Несколько недель назад в городе началась кампания по выявлению «грачей». Каковы ее результаты и чем поясняется интерес власти к нелегальным перевозчикам?

- Последние изменения налогового законодательства неоднозначно воспринимаются бизнесом. Прежде всего, следует проанализировать, кто жалуется и сколько недовольных?.. Для сравнения, только на двух основных рынках Винницы работает несколько тысяч предпринимателей, при этом, по данным ГФС, всего в городе числится порядка 1300 ФОП на первой группе единого налога, как правило, основной формы единщиков, работающих на рынках. «Грачи» - это те же нелегалы, только в сфере перевозок.

Существует несколько стратегических путей развития этого направления транспортной системы города. Мне импонирует подход, когда решение о поездке принимает пассажир. В настоящее время в Виннице решение, как правило, принимает водитель. Это неправильно. Все, кто заказывает такси, сталкиваются с проблемой - когда ты звонишь, тебе на разных службах говорят, что «нет свободной машины». При этом на парковке ты видишь массу таксистов. Они ждут свой «жирный» заказ.

Почему так? Стоимость проезда по тарифу низкая. Рыночная модель развития этого рынка вынуждает его участников конкурировать по цене и в итоге именно водитель выбирает, с кем и куда ехать. Раньше когда-то распределял заказы диспетчер. Это неплохо, но лучше, когда выбирать будет пассажир. Будет ли это компания Uber, которая уже работает в Киеве по такому принципу, или службы такси самоорганизуются, либо появится муниципальная разработка, неважно.

В конце прошлого года нам казалось, что рынок такси сформировался для обсуждения единого концептуального подхода, а теперь, промониторив, поняли, что он сильно меняется под действием новых законодательных инициатив.

- Мэр Сергей Моргунов отметил, что КП «ВТК» в этом году сделает четыре трамвая VinWay. Если учесть, что количество швейцарских трамваев в городе превышает потребность, а дефицит троллейбусов довольно ощутим, то не считаете ли, что более оправдана реконструкция троллейбусного парка?

- Начну с того, что швейцарские трамваи не вечные. Вместе с ними мы получили ремонтную базу. Она постепенно заканчивается. В результате тяжелой реальной эксплуатации подвижной состав постепенно будет выходить из строя. Сегодня нам нужно думать о том, на чем станут ездить винничане через 3-4 года. Разрабатывая собственные модели, мы выбрали очень эффективный подход. Если новый трамвай украинского производства стоит не менее 30 млн. грн., то нам удается за 24 миллиона сделать три своих трамвая.

Больше того, я вижу в этом прекрасный потенциал для серийного производства в будущем. Пока мы отлаживаем процессы, распределяем по нескольким производственным площадкам изготовление тех или иных узлов, и если будет интерес у государства, то сможем поставить производство на поток. От этого выиграют все.

- Когда это возможно?

- Без стратегического подхода со стороны государства мы сами не потянем реализацию этой идеи. Бюджет города может финансировать лишь небольшое производство.

- Предлагаете государству инвестировать в ВТК, тогда как в Украине есть более мощные производители, типа львовского «Электрона»?

- Во-первых, львовская продукция стоит в разы дороже винницкой. Во-вторых, компания во Львове – частная, а в Виннице все же коммунальное предприятие. Третий аргумент – потребность в обновлении электротранспорта Украины гораздо выше, чем суммарный потенциал всех производителей. А через несколько лет потребность будет ужасающей.

В Виннице, чтобы своевременно обновлять парк, нужно не 3-4 трамвая в год выпускать, а как минимум, семь. Поэтому городской глава Сергей Моргунов принял стратегическое решение о том, что нужно мобилизовать все возможности, чтобы уже в этом году сделать на один трамвай больше запланированного количества. И дальше наращивать производство.

Ну и про троллейбусы. За последние четыре года по программе софинансирования с государством был проведен капитально-восстановительный ремонт 120 троллейбусов. Также благодаря привлечению кредита и опять же государственного софинансирования было закуплено 40 новых троллейбусов и 30 автобусов.

Мы и в дальнейшем будем ориентироваться исключительно на звание города–лидера в развитии инфраструктуры общественного транспорта.

 

По информации

РЕАЛ