Коростенские "Старты"

Зображення користувача Oleg.
Автор: Oleg / Дата: 23.09.2016 10:01 /

Совершенно недавно любителями транспортной истории был открыт факт изготовления мелкосерийных микроавтобусов "Старт" в городе Коростене Житомирской области. Именно на таком автобусе уезжает в конце фильма "Кавказская пленница" главная героиня Нина. К сожалению, экземпляр снятый на киноплёнку не создан руками коростенцев. В Коростене микроавтобус начали выпускать спустя год после съёмки фильма.

Установить сам факт выпуска "Стартов" на Коростенском машиностроительном заводе оказалось не так просто. Интернет во главе с википедией об этом умалчивает. Сотрудники завода знают об этом факте, но информация есть только на словах. Фотографии с производства, которые раньше украшали коридоры завода, где-то есть... Время шло, тема оставалась открытой.
Неожиданно информация пришла с проверенного источника - местной прессы, которая хранится в центральной библиотеке им. Островского.

 

История коростенских "Стартов" начинается в 1967 году на Коростенском авторемонтном заводе, который специализировался на ремонте автомобилей ГАЗ. Директор ремонтного завода Константин Ефимович Гапончук так рассказывает о начале производства:

 
"Мы получили задание: в четвёртом квартале этого года (1967 г. - прим. авт.) изготовить 20 десятиместных микроавтобусов "Старт", а в следующем - 100 таких автомобилей. Отличительная черта "малыша" - кузов его не металлический, а из стеклопластика. Основные узлы, двигатели будет поставлять Горьковский автозавод, стеклопластик - из Северодонецка. Рама, шасси и другие детали будут изготавливаться на месте. Коллектив готовится к освоению нового вида продукции. Специалисты побывали на Ульяновском автозаводе и в Северодонецке, где познакомились с технологическими процессами производства. Киевское ремонтно-строительное управление №1 уже сооружает помещение сборочного цеха. В 1968 году будет начато строительство экспериментального автозавода".

Мастера сборочного цеха осматривают кузов "Старта".  Фото В. Ярошенко.
Первый микроавтобус с маркой коростенского завода был выпущен уже в январе 1968 года. В феврале - второй. Велись испытания. В марте сборочный цех покинул третий, четвёртый и пятый экземпляр.
 
"Старт" предназначался для перевозки пассажиров на трассах со слабым движением, туристических семейных поездок, экскурсий. Технические характеристики схожи с автомобилем "Волга". Максимальная скорость - 120 км/ч. "Старт" имел хорошее управление и обзор для водителя. Четыре фары давали отличный дальний свет, что позволяло автомобилю двигаться в ночное время с высокой скоростью. Кузов из стеклопластика противопоставлялся металлическому, так как не поддавался коррозии. В салоне находилось 10 посадочных мест. Сидения были поролоновыми и обшиты искусственной кожей. Во времена всесоюзного развития химии это был шик! В салоне предусматривался радиоприёмник и "печка". Капот двигателя во время остановок с лёгкостью превращался в столик для игры в шахматы. Для хранения вещей пассажиров имелся багажник. Отдельный багажник был и у водителя.

Первый коростенский "Старт".  Фото Г. Муравлёва.
Всего в Коростене было произведено 70 микроавтобусов "Старт". Они выпускались белого, голубого, жёлтого и розового цветов. Продукция отправлялась в разные уголки СССР, в частности в Москву, Киев, Самару, Одессу, Львов, Тамбов и Крым.

Объявление в газете "Радянське Полісся".
История коростенских "Стартов" закончилась в 1968 году. Подвести итог можно словами директора завода К. Е. Гапончука: "Наше предприятие, наверное, останется экспериментальным. Здесь будут изготавливаться опытные образцы машин, проводиться их испытания. Потом эти машины для серийного производства будут передаваться на другие предприятия. На развитие завода государство выделяет 2 миллиона рублей. (1968 г. - прим. авт.) Сейчас уже утверждён проект развития завода, разрабатываются рабочие чертежи. Строительство новых корпусов предусмотрено начать в течении двух лет".
 
В том же 1968 году Коростенский авторемонтный завод становится Коростенским опытным заводом и осваивает выпуск новой продукции.
По материалам газеты "Радянське Полісся" от 23.09.1967, 08.03.1968, 12.03.1968 и 28.09.1968