Москва. Трамваю-второе дыхание.
Под предлогом борьбы с пробками несколько лет по всей Москве выкорчевывали рельсы. Километры трамвайных путей попросту срыли. Заторы остались на своем месте. Теперь трамвай решено возродить, но уже в соответствии с требованиями нового века. Город готов потратить миллиарды рублей на прокладку новых трасс. Куда заведут трамвайные пути? И ходил ли когда-нибудь трамвай вдоль Патриарших прудов?
В самом старом трамвайном депо Москвы - здесь довоенные телефоны на стенах - приводят в порядок "Аннушку". Осматривают, простукивают и прослушивают. Последние штрихи - водитель Татьяна поправляет зеркала, проверяет кнопки на пульте управления - не западают ли?
"Аннушка", о которой и стихи, и песни слагали, помнит "золотые" времена московского трамвая. Они пришлись на 50-60-е. Трамвай перевозил столько же пассажиров, сколько и метро. Сегодня трамваем пользуется лишь пять процентов пассажиров.
Водители трамваев жалуются, прежде всего, на неуважение со стороны владельцев личного транспорта. Те часто нагло занимают трамвайные пути, и вагон вынужден стоять в пробке.
Расчетное время движения "Аннушки" - Калужская площадь - Чистые пруды – 1 час 20 минут. Но иногда "Аннушка" двигается с черепашьей скоростью. От депо до конечной остановки три, а то и четыре часа. Вместо шести кругов трамвай делает всего лишь два.
Вообще удивительно, что трамвай выжил. За последние десять лет власти делали, кажется, всё, чтобы похоронить этот популярный во всём мире вид транспорта.
Трамвайные пути, в угоду автомобильным, нещадно вырезались и сократились, по самым скромным подсчётам, на 20 километров. Во многих депо - разруха. Поэтому когда мэрия объявила о том, что трамвай будет реабилитирован, как союзник в войне с пробками, многие были приятно удивлены.
"Он легче на ход. При подаче назад появляется звуковой сигнал. Это очень удобно", - говорит водитель Татьяна.
Первыми изменения - не на словах, а на деле - почувствовали в Краснопресненском депо. Там всю неделю проводились тестовые испытания новых - в салоне едва уловимый запах краски - трамваев. Они и снаружи смотрятся гораздо симпатичнее прежних, и внутри - выдвижной пандус для инвалидов, комфортные кресла, видеокамеры.
"Он, кроме штатных отопителей, оборудован тепловыми завесами. Это позволит комфортно чувствовать себя в холодное время года. И вспоминая о прошлом жарком лете, в кабине водителя установлен кондиционер", - объяснил Андрей Захаров, начальник технического отдела трамвайного депо имени Русакова.
Обновление трамвайного парка - первый шаг. Второй - трамвайные пути в этом году начнут обносить высокими бордюрами, чтобы машины не мешали движению.
И, наконец, третий громкий проект - скоростной трамвай. При самом благоприятном раскладе первая линия будет пущена только через три года. По шоссе Энтузиастов, а в перспективе за МКАД, в Балашиху. Далее в планах - Варшавское шоссе, Гольяново и линия поселок Северный - метро "Бабушкинская".
"Необходимо расчистить транспортный коридор, потому что на пути трассы могут быть различные сооружения, строения, и они имеют различные формы собственности", - отметил Яков Ключ, директор ГУП "Научно-исследовательский и проектный институт городского транспорта города Москвы".
Эксперты подсчитали, что один километр путей для скоростного трамвая обойдётся в один миллиард рублей. Одна линия - это минимум 20 километров. Очевидно, одновременно запустить в столице строительство всех четырех трамвайных полос не выйдет.
Экскурсовод Агния, желая процветания московскому трамваю в будущем, рассказывает о его прошлом. А точнее о том самом булгаковском трамвае, под колесами которого погиб Берлиоз. Это вопрос, на который до сих пор не могут уверенно ответить историки - ходил или нет трамвай в районе Патриарших прудов.
"Отправляли письма в транспортные депо, пытались выяснить, проходил ли трамвай на Патриарших. Отвечали, что никакого трамвая там не было и в помине", - рассказывает Агния Лебедева, экскурсовод.
Не тут-то было! Недавно при проведении дорожных работ под слоем асфальта в Ермолаевском переулке, то есть в шаге от Патриарших, были обнаружены фрагменты старых рельсов.
По материалам телеканала
РТР
Автор: Илья Бахтуев
Автор фото: Алексей Мякишев
СТТС