Водитель трамвая (ч.3)

Зображення користувача Oleg.
Автор: Oleg / Дата: 21.09.2010 18:17 /

ГОРА С ГОРОЙ НЕ СХОДИТСЯ
(отрывки)

Продолжение.

После вторго курса Дрозденко перевёлся на заочное отделение и снова вернулся на постоянную работу в депо: Борис Зильбертвич встретил нового "старого" сотрудника радостно.
- Леня! Ты молодец! С дорогой душой приймем! Водителей не хватает. Пиши заявление. Думаю, Василий Андреевич тоже не откажет.
После двухдневной стажировки Дрозденко начал работать самостоятельно.

Заочник часто писал заметки, репортажи в "Советскую Брацлавщину" про будни трамвайщиков. Репортаж Дрозденко "Люди на мосту" попал даже на Красную доску. В нём рассказывалось, как ремонтники меняли колеи на центральном мосту, который пересекает Южный Буг. Вот небольшой отрывок:
"... Мой трамвайный поезд, проехав Октябрьскую площадь, понемногу приближался к мосту. Первый час ночи. Через 20 минут я буду уже в депо. Ещё издалека узнаю работников трамвайных колей. Ребята разогрелись не на шутку. Представляю, какой напряжённой будет для колейников эта прекрасная июльская ночь. Звенят в их руках инструменты, мерцает электросварка... Георгий Василенко жестом приказывает подождать. Он присел и пронзает шипящей струёй рельс. Не хочет поддаваться сталь, краснеет, шипит. Но огонь сильнее - выплавляет отверстие. Когда ветер с Буга остудит стальную рану, в неё кто-нибудь из рабочих вставит болт, который намертво прихватит плоскую накладку...Наконец колейники разступаются , и я еду дальше..."

Один раз Леонид Дрозденко возвращался со второй смены всместе с Виктором Грищенко, которы жил недалеко от него. Дрога длинная. Разговорились.
- Ты знаешь, за декабрь месяц из моей зарплаты сняли премиальные, - сообщил приятель.
- И за что?
- За "разбазаривание" электроэнергии... На улице десять градусов мороза, я включил обогреватель на ветровом стекле. Что бы не замерзало. Сам знаешь: при замерзшем стекле чувствуешь себя, как в мешку. Ничего не видно, про какую технику безопасности можно говорить? Этого не хочет никак понять Коберник. Для него главное - экономия электроэнергии любой ценой. Вот и приказал работникам электросети искать "жучков".

"Контролёры", за для догодить начальству, перестарались. Они не пошли в депо и другие помещения, где посреди бела дня часто горит освещение. А сделали рейд по вагонам. Электрик Лишний написал на Грищенко докладную за то, что у него обогревалось лобовое стекло. Не важно, что спираль работала от акоммулятора, важно то, что оно тёплое. По указанию Коберника водители должны протират окна в кабине солью. Берите, говорит, соль в тряпочку и культурно протирайте...

Тема для фельетона окончательно созрела. Пока готовился материал, водитель трамвая Леонид Гавриш в время движения по первму маршруту врезался в грузовой автомобиль. А вёл вагон при замёрзшем стеклеи поехал на красный свет светофора. Хотя за две минуты до этого основательно "пошерудил" ветровое стекло солью. А она, поклятая, долго не держится, тает и стекает с влагой. Госавтоинспекторы обвинили трамвайщика.

Интересна и такая деталь. Конструкцией немецких трамваев предусмотрено последовательное и параллельное включение двигателей. По мнению Коберника, при параллельном расходуется много электроэнергии, поэтому надо ездить только на последовательном. Выходит интересная картина. Утро. Вагоны переполнены пассажирами, водители выбиваются из графика движения. Надо подогнать вагон, тоесть включть параллельный ход, а ты не имеешь права. За деревом или за киоском притаились "стукачи". Нарушишь указание - не жди премиальных. Вагоны ползут, как черепахи. Люди опаздывают на работу и не злым, тихим словом проклинают трамвайщиков.

Об этом Дрозденко рассказал в фельетоне под заголовком "Отзвук пещерной культуры". Материал создал впечатления взрыва бомбы. На второй день Коберник приказал вызвать Дрозденко на партийное бюро. Борис Зильбертович ждал Леонида на месте передчи смены:
- Леонид, на три часа тебя вызывают на заседание партбюро!
- А что случилось..?
- Наверное, гонорар выпишут за твою статью.
- Понятно! Сейчас еду в управление!

Заседание.
Главный инженер, который присутствовал на заседании, сказал:
- То вы, значит, против экономии электроэнергии?
- Кто вам сказал? Я за разумную экономию. Что бы и производству и государству была польза...
- А я значит, враг государству? - не удержался Коберник.
- Нет, Василий Андреевич, я об этом в материале не писал. Давайте подойдем к проблеме с другой стороны. За экономию электричества наше управление получает ежеквартальную премию. Вы получаете при этом сто процентов ставки, главному инженеру - семдесят пять, главному бухгалтеру - пятьдесят, начальники цехов получают тридцать, а водители, которые экономят эту электроэнергию - десять рублей, и то не все, человек двадцать.

Вспомнил Дрозденко в своём фельетоне, и про то, как эксплуатируются импортные вагоны. Водители запачкали солью пульты управления, металлические части приборов разъедаются, теряют эстетический вид, а это ведь прекрасная техника, она стоит больших денег.
Дальше. В каких инструкциях сказано, что водитель должен протирать солью окна, проверять билеты у пассажиров? Когда он будет придерживаться техники безопасности, если его загружают несущественными обязанностями?
Водителям запрещено пользоваться параллельным ходом, что бы меньше "брало" электроэнергии. Разве не абсурд? Разве шофёр ведёт автомобиль только на первой передаче? Не трудно представить, как бы удивлялись немецкие конструкторы, когда бы узнали, как относятся к их детищу, будто живем не при развитом социализме, а в пещерный век...

Далее. Электропечки запрещено включать в кабинах. Люди вынуждены работать в холоде, болеют, получают больничные. Если посчитать расходы на больничные - овчинка выделки не стоит. Зато руководство хвалят, переходные флаги вручают, в газетах пишут. На сегодня двадцать водителей находятся на больничном. Заменить их не кем. Ребята перерабатывают, остаются без выходных. Не будут же вагоны в депо стоять. Обком нас не поймёт, обязательно спросит, как мы хозяйствуем... В нашем городе без трамваев не обойтись.

Статья Дрозденко в конце-концов сыграла свою положительную роль.
Далее жизнь главного героя увела его на журналистское поприще: местные газеты, военный журналист в Будапеште, служба в милиции. Об всем этом Вы можете прочитать в книге Константина Матущака "Гора с горой не сходится". Книга автобиографическая, красной лентой через которую проходит рассказ о несчастливой любви парня и девушки, которых в юные годы разлучила судьба.

Перевод с украинского - МОА.