Как дачники электрички "стопили"
В 90-х годах совсем туговато было с деньгами, как и с работой. Зарплаты задерживали. Семьи оставались без достаточных средств к существованию. Благо на предприятиях, которые тогда еще не совсем закрылись, стали давать участки земли для выращивания сельхозпродукции - огородные участки (обычно от 3 до 6 соток). И расхватывали эти участки, как горячие пирожки. Картошечку вырастить, овощи какие - всё в помощь. Самые удачливые имели постоянные участки - дачи. Все эти семейные минисельхозхозяйства тогда называли "фазендами" (вспоминаем "Рабыню Изауру"). Такая огородно-дачная тенденция была и в Виннице.
И участочки эти обычно располагались достаточно далеко от Винницы. Конечно основным приоритетом выделения поля под огороды была относительная приближённость к транспорту: автомобильная или железная дорога. На железной дороге в то время "дачными" стали такие станции: 1066км (Десёнка), Сосонка, Сальницкий - в сторону Казатина; Пурпуровский, Веселка, Яришивка - в сторону Жмеринки. Кстати о.п. 1066км (Десёнка) и Веселка появились именно для удобства огородников в тех же 90-х.
Ожидание електрички. На переднем плане поезд Винница-Гайворон. Фото: Мазур Евгений
Можете вспомнить, кто помнит, или представить, кто не застал, что происходило на железнодорожной станции Винница каждые выходные на утренние рейсы электричек в "сезон". Особенно в направлении Казатина. Примерно опишу: за полчаса до прибытия пригородного поезда вторая платформа уже была забита людьми с лопатами, тачками-"кравчучками", сумками, мешками. Толпа была разновозрастной. От мала до велика всеми семьями ехали на свои фазенды. Прибывала электричка и начиналась посадка. Хотя посадкой этот процесс сложно назвать. Поезд брали штурмом, как крепость. Толкотня. Детей и вещи всовывали через открытые окна - это все подхватывали залезшие раньше знакомые или родственники, которые при этом ещё и держали свободными места "для своих". Иногда для такого маневра высылался "партизан" на предыдущую остановку к Виннице. И всё это для того, что бы гарантированно проехать пару остановок до своей "дачной" станции. Некоторые взрослые тоже влезали с улицы через форточку электрички.
Посадка в електричку. Фото: Мазур Евгений
Элетричка могла стоять 15-20 минут, пока все желающие будут втиснуты в вагоны, и двери смогут с трудом закрыться. Иногда, в самые сезонные дни, были случаи, что и не все могли сесть. И электричку на перроне оставались провожать с десятка два незадачливых дачников. Но что делать? Оставались ждать следующую. Ведь картошка должна быть окучена именно сегодня. Наверное поэтому Ильф и Петров называли их "неунывающими". Кстати хочется вспомнить, что в 90-х электрички ещё были полноценно укомплектованы - 10 вагонов стандартного зелёного цвета.
Уже после проезда "дачных" станций, на которых тоже были "затяжные" высадки, элетричка заметно пустела и дальше ехала достаточно свободной.
Примерно такая же ситуация происходила вечером и в обратном направлении, на Винницу. Уставшие и довольные плантаторы стекались к своей станции или платформе и ожидали электричку. Хорошо, когда Ваша станция была дальше от областного центра - был шанс сесть в поезд. Например в Сальницком. В Сосонке это уже было затруднительно, и снова были случаи оставшихся пассажиров. И опять задержка электрички из-за долгой посадки, а соответственно задержки других поездов. Поэтому часто электрички "ставили на запасной" для пропуска скорых и грузовых поездов.
Из-за всей этой кутерьмы пригородные поезда выбивались из графика. И долго терпеть это Укрзализница не захотела. Решение было простым, но не дальновидным. Нескольким утренним и вечерним электричкам отменили остановки на "дачных" платформах в обе стороны. Представте картину. Стоят вечером наши уставшие дачники на станции, предвкушая скорый возврат в город. И тут мимо них проносится ИХ электричка. Следующая через пару часов. И на следующую электричку посадка была уже не просто давкой - ведь на неё приходили ещё новые пассажиры. В те дни многие возвращались уже последними электричками, после 23, прождав их по 4-5 часов на травке у станции.
Можете представить негодование дачников в сложившейся ситуации. Но что поделать? Решение нашли пассажиры станции Сосонка. Собравшимися на станции было решено тормозить электричку любой ценой. И пусть только попробует не остановиться! Тогда, еще не забывший советского прошлого, народ был боевой. И электричка оперативно была переквалифицирована во вражеский бронепоезд. Мужики, поднатужившись, взяли несколько шпал, лежавших неподалеку от станции у домика работников, и положили их на колею. Потом пошли и предупредили дежурного, что линия перекрыта. Связываться с огромной толпой женщине не представлялось возможным. Дежурная по станции передала по связи, чтобы электричка останавливалась - впереди шпалы. Когда поезд останавливался, и начиналась посадка пассажиров, шпалы стягивались активистами с рельс, поезд уже мог ехать дальше.
На станции Сальницкий дачниками для сооружения баррикады была использована станционная скамейка. Об этом вспоминает Ирина Здан-Гридасова. Когда электричка принудительно остановилась и все уже залезли в поезд, то машинист по громкой связи еще пол часа уговаривал кого-то выйти и оттащить скамейку с путей.
Вспоминает Костя Пахомов в Фейсбуке: "Я помню, как мы с родителями стояли на станции Сосонка (как раз на фото в посте) и пропускали электрички, идущие на Винницу, так как они были полные. Электричка подходила, открывала двери, но втиснуться туда было нереально вообще. А машинист нас успокаивал, говорил, что сзади идет электричка, в которую можно сесть. В итоге ждали до темноты и уже затемно могли втиснуться. А мой папа лично принимал участие в блокировании путей, когда решили, что не нужно остановок в Сальнике, Сосонке и Десенке. В Десенке еще долгое время потом не было остановки, тогда как в Сальнике и Сосонке остановки возобновили".
Из Винницы утром, не смотря на то, что машинист предупреждал об отсутствии остановок на платформах 1066 км, Сосонка и Сальницкий, дачники всё равно лезли в электричку. Как только поезд приближался к указанным выше остановкам, срывались стоп-краны. Машинисту ничего не оставалось делать, как открывать двери.
Так происходило несколько раз. Через пару недель, в целях безопасности, решение о проезде "остановок без остановок" было отменено. Интересно, что никто в то время по данному инциденту ничего "не возбуждал" и никого "не привлекал".
П.С. К концу 90-х поток дачников понемногу иссякал. Электрички, хоть и стали короче, но места уже хватало всем. Количество пригородных поездов через Винницу сократили почти в два раза и урезали им маршруты, а вместо них постепенно стали вводить "электрички повышенного комфорта", которые уже не останавливались на пригородных платформах в принципе, и считались элитными. Огородникам ехать в таких - зась. Только на Киев.
Автор: Матюхов Олег
Коментарі
Дачников в электричках поубавилось ещё и потому, что пустили пригородные автобусы в ту же Сосонку. В 90-х кроме ж/д альтернативы не было, сейчас больше половины пользуется автобусами
Из Винницы утром, не смотря на то, что машинист предупреждал об отсутствии остановок на платформах 1066 км, Сосонка и Сальницкий, дачники всё равно лезли в электричку. Как только поезд приближался к указанным выше остановкам, срывались стоп-краны. Машинисту ничего не оставалось делать, как открывать двери.За исключением машиниста электропоезда. Ему постоянно приходилось отписываться по поводу срыва стоп-крана и несоблюдения графика- это всё фиксируется на ленте самописца. Кроме того, срыв стоп-крана на больших скоростях (выше 40 км/ч) может привести к полному затормаживанию колёсных пар и появлению "ползунов" на бандажах колёс и головок рельсов, что по-сути, является повреждением имущества. Если срыв стоп-крана был обоснованным (предотвращение аварийной ситуации, угрожающей жизни людей или повреждению подвижного состава) - то это списывается. А если это было сделано умышленно и причинило повреждение жд имущества- то тогда проводится расследование. Сейчас такое с рук не сойдёт.
В материал добавлены две уникальные фотографии по теме. Автору отдельное спасибо.