В горы - трамваем

Зображення користувача Oleg.
Автор: Oleg+34 / Дата: 26.01.2011 16:43 /

Путешествия узкоколейками все больше привлекают туристов. Вот и в Карпаты вернулся прогулочный «барский» вид отдыха.

«Легкие пути» к лесопилкам

История узкоколейной железной дороги (колея больше, чем в два раза узже стандартной) началась в Карпатах еще во времена Австро-Венгерской империи, когда в 1873 году австрийский предприниматель, барон Леопольд Поппер фон Подагри перенес из Венгрии в Галичину главный офис своей фирмы. Предприятие Поппера специализировалось на заготовке, переработке и сбыте леса. Барон устроил в Горганах первую лесопилку (пилораму) в поселке Выгода.

Именно продолжалось интенсивное освоение Карпат. Дирекция цесарско-королевской железной дороги архикнязя Альбрехта прокладывала широкую дорогу из Стрыя (Львовская область) до Станиславова (Ивано-Франковск). В 1875 году этой колеей пошли паровозы. Следующий проект - строительство железнодорожного полотна до Выгоды - дирекция завершила в 1883 году. Первый поезд прибыл из Долины в Выгоду 8 июля (этот день советская власть провозгласила днем основания нынешнего райцентра). В железнодорожной станции (домик сохранился) поезд встретил лично Поппер. К тому времени он стал крупным собственником нескольких тысяч гектар лесов вдоль реки Свич.

От широкой дороги в горы сначала проложили «конки» - узкоколейки, которыми лошади тянули лес. Такая колея, длиной три километра, соединившая в 1890-м лесопильный завод в Выгоде с лесопилкой в Старом Мизуни. Она проходила двумя большими мостами на реках Свич и Мизунька. К тому времени попперивская лесопилка «Эвелина» была крупнейшей на Галичине.

Дела у барона шли так хорошо (много леса, дешевая рабочая сила), что он построил в Выгоде роскошную виллу и заложил парк. Почти десять лет подряд собирал экзотические деревья. Для собственного удовольствия устроил неподалеку Мизуня фабрику музыкальных инструментов. После смерти Леопольда Поппера его наследники получили крупную в Австрии промышленно-торговую фирму и тысячи гектаров лесов в Галиции и Венгрии.

Кроме Леопольда Поппера, узкие дороги и лесопромысел с 1886 года активно развивали брат барона Гредли - в Сколевских Бескидах и графы Потоцкие - в Осмолоде. В горном поселке Сколе (Львовская область) Гредли устроили первую в Карпатах электростанцию и водопровод из керамических труб, который обслуживала всего один человек (водопровод также сохранился до наших дней). За двадцать лет предприниматели проложили три узкоколейки. Одна из них имела средний наклон 25 процентов и шла через Демню к высочайшей вершине Сколивщини - горе Парашка (1268 метров). А в 1892 году, в противовес «легким путям» Поппера, Гредли построили самую длинную в Галиции «лекалку» - 13,6 километров. За последующие полтора десятка лет длина этой железной возросла впятеро. Ею паровозы возили не только дерево, но и рабочих на лесозаготовки, а также туристов.

Поезда на минеральные курорты

Первая мировая война заставила владельцев карпатских лесов вернуться в Австрию. Попперевская мини-империя в Выгоде перешла к акционерному обществу «Сильвиния» из Великобритании. Фирма не только продолжила строить лесопилки и узкоколейные дороги, но и открыла их для туристов из большой Европы.

В 1920 году в долине реки Мизунька начала работать третья узкоколейка. Эта дорога, длиной 24 километра, вела от вокзала Соболь (сегодня - Миндунок), проходила через пять крупных мостов и была разрекламирована в газетах, как очень живописная. До 1939 года Выгодская ветка увеличилась до 65 километров и «обросла» инфраструктурой для отдыха.

Повсюду в Карпатах вокруг лесоперерабатывающих предприятий строились курорты - санатории и пансионаты, которые предлагали больным оздоровление минеральными купелями и торфогрязями. В развитие курортов вкладывали капиталы прежде всего лесопромышленники и владельцы узкоколеек. Карпатские городка Мизунь (вблизи Выгоды) и Корчин (около Сколе) во времена между двумя войнами были популярными местами отдыха чиновников, бизнесменов, писателей, художников и студентов со всей Галиции и Польши. Добирались на курорты, конечно, поездами по узкоколейным дорогам.

Первую лицензию на туристические маршруты среди малых железных дорог Европы получила карпатская узкоколейка Гредли - линия Сколе-Демня-Коростов протяженностью 41 километр. Для туристов снарядили три поезда. Из окон специальных вагонов можно было осматривать местные пейзажи, а на остановках - отправляться на прогулки горами.

Единственный маршрут «трамвая»

Во время Второй мировой войны карпатские железной регулярно взрывали и восстанавливали разные армии, в зависимости от линий фронта и наступательно-отступательных операций. Узкоколейками с одинаковым успехом пользовались партизаны УПА и отряды НКВД, пытаясь захватить друг друга. Между тем местные жители продолжали работать в лесу.

Чтобы выполнить просто гигантский госзаказ на древесину, сеть узких железнодорожных путей углубили в леса и горы. В шестидесятых годах Вигодска железная дорога имела наибольшую протяженность - 180 километров, проходила 160-ю мостами. А общая длина всех линий узкой колеи в Карпатах - Бескидской (Сколевская ветвь), Выгодской (Мизунская ветвь) и Брошневской (Осмолодская ветвь) - достигала почти 1000 километров. Тогда же Москва официально провозгласила узкоколейку нерентабельной и дала указание демонтировать часть железной дороги.

Процесс разрушения продолжался до конца девяностых. Последний, вполне сокрушительный удар узкой железной дороге в Карпатах нанесли наводнения 1998-го и 2000-го годов. Стихия уничтожила более половины действующих линий. Дело природы довершили люди: десятки километров рельсов разобрали и сдали в металлолом. Удалось реанимировать только Мизунскую ветку - пока она единственная восстановлена полностью.

Эта узкоколейка от поселка Выгода к Сенечеву (60 километров) с 2000 года эксплуатируется как производственная - ею регулярно курсируют грузовой и рабочий поезда. Три года назад предприятие «Униплит» организовало программу «Карпатский трамвай». В июле 2004 года по маршруту прошел первый туристический мини-поезд. Путешествовала группа туристов из Германии, Польши, Австрии и Великобритании. Гости имели собственного гида - им был австрийский ученый, автор монографии «Узкоколейные железные дороги Восточной Галичины» Вольфрам Вендерлин. Исследователь на протяжении последних пяти лет составил описания всех узких железных дорог Австрии и Украины. Немецкой вышли две книги, содержащие собранный материал. Третью книгу Вендерлин посвятил исключительно Выгодский узкоколейке. Не удивляйтесь. Одна из ветвей генеалогического древа господина Вендерлина представлена - догадайтесь, кем? - Первым карпатским лесным магнатом бароном Леопольдом Поппером.

Типовая экскурсия

Тепловоз и два вагончика сейчас бегают узкой железной дорогой от Выгоды вглубь Горганы дважды в неделю. Этот поезд возит на работу лесорубов. А между тем колеей путешествуют туристы. Мы путешествовали узкоколейкой в обществе участников международного фестиваля «Праздник кузнецов»: австрийцев, голландцев, англичан, эстонцев и одного белоруса. Экскурсоводом был директор туристического отдела фирмы «Униплит» Любомир Яцков.

... Автобус преодолевает путь из Ивано-Франковска до Выгоды за два часа. Въезжаем в типичный прикарпатский поселок. Двадцать лет назад благодаря мощным лесоперерабатывающим предприятиям Выгода считалась перспективным промышленным центром. Теперь здесь развивают туризм.

Первая остановка - возле памятника Ивану Франко. Короткая лекция о том, где именно в Карпатах надо искать следы пребывания Великого Каменяра. Делаем фото и едем в центр поселка. Навстречу (вероятно, таки, не случайно) выходят музыканты. Зажигательная «Гуцулочка» почти с первых тактов заводит зарубежных гостей. Танцуем посреди дороги. Легковушки останавливаются, но не сигналят.

Вот и характерное вздохи тепловоза - «Карпатский трамвай» подано. Иностранцы выбирают закрытый вагон. Почти все украинцы отдают предпочтение открытой платформе - безразлично, что накрапывает дождь. Дизель выдает какое-то совсем автомобильное «фа-фа». Господин Яцков неловко объясняет, что настоящий паровозный гудок - в ремонте. Трогаемся. На часах - 14:00. На нас медленно надвигаются горы.

Колея вьется берегом реки Мизунка, перепрыгивает с берега на берег. До следующей остановки в урочище Ширковец поезд преодолевает четыре моста (всего их на пути - более тридцати). Справа склоны гор подступают так близко, что можно подробно разглядеть узоры мха на Горганских камнях. Деревья засовывают мокрые ветки в открытые окна. С левой стороны вдоль железки походят домики. Заборы, сады, поленницы, стога сена, веревки с бельем, куры, собаки, коровы, остатки ржавых легковушек, каркасы детских колясок, старые грузовики - все это гости оживленно фотографируют.

Через последний мостик поезд выезжает на открытую местность. Наш гид призывает пассажиров найти крест на самом высоком холме. «Это - гора Монастырь. В XVI веке здесь была настоящая крепость, - рассказывает Любомир. - Тогда по Карпатам татары ходили, села сжигали, горцев в рабство забирали. Обложили враги монастырь на горе, но монахи бусурманам не сдались. Горячо молились жители монастыря три дня и три ночи. И произошло чудо: на рассвете четвертого дня затряслась гора разверзлась и спрятала людей. Испугались татары и побежали. А местные люди на память об этом поставили здесь крест ». Переводчик пересказывает байку английцам, туристы записывают.

«Остановка - болото Ширковец», - объявляет экскурсовод. Быстренько осматриваем гидрологический памятник природы общегосударственного значения. Впервые видим росянку - цветок, который поедает мелких букашек. Дружно нюхаем багулию - в теплые летние дни от ее запаха вблизи болота теряют сознание все домашние животные. Хорошо, что еще не лето!

И снова в поезд, 14:35. Следующие пятнадцать минут Любомир Яцков описывает походы этой местностью разных армий во время Второй мировой войны. За окнами - еще безлюдные санатории Мизуня. Наверное, летом курорт оживает ...

Следующая станция - скважина «Горянка», 15:00. К источнику минеральной воды типа «Нафтуся» в Новом Мизуне идти метров двести. Из трубы, которая вмонтирована в скалу на берегу реки, бьет мощная струя воды. Господин Яцков раздает пластиковые стаканы - «для дегустации». Вода имеет отчетливый вкус нефти. «А нет ли чего-нибудь покрепче?», - настойчиво допрашиваются кузнецы у руководителя нашей экспедиции. В ответ тот хитро улыбается и ведет группу в первую же хату в боковую улочку. Во дворе мгновенно появляется стол, на нем - бутыли паленки и стаканы. Хозяин приглашает, туристы пробуют.

На Мизунских водопадах уже никто не выходит. Фестиваль кузнецов продолжается - на платформе бравые ребята танцуют гопака. Прибываем на остановку «Дубовый угол», 16:30. В программе - подъем на гору и экскурсия на подвесные мосты. Объявляется получасовая стоянка. Поезд маневрирует - надо перейти на другую ветку и трогаться назад. Мы преодолели всего тринадцать из тридцати километров маршрута. «Дальше начинается настоящая экзотика, - рассказывает господин Яцков. - Горы нависают над поездом, колея повторяет серпантин реки и проходит так близко к краю берега, что кажется, будто поезд вот-вот нырнет в воду ... »Мы хотим ехать дальше. Но пора возвращаться, чтобы успеть в Выгоду еще до сумерек.

Пикник на обочине, очередное «фа-фа» тепловоза и начинается отсчет обратного пути. Два часа проходят незаметно. Почтенный еще несколько часов назад редактор британского журнала «Гефестос» Теренс Кларк бежит наперегонки с тепловозом. Его коллеги вместе с нашим экскурсоводом уже распевают партизанские песни.
Прогулка очевидно удалась.

Варианты путешествия

Полный маршрут с остановками «Карпатский трамвай» обычно проходит за восемь часов - с 10:00 до 18:00. С Выгоды через Ширковец, Старый и Новый Мизунь, Дубовый угол, Солотвино, Миндунок и Соболь - к урочищу Магура.

В Солотвино туристам показывают места первых соляных месторождений. На остановке Миндунок рассказывают об особенностях древних лесоразработок, устраивают обзор старых производственных помещений, лисничества. На конечной раскладывают обед, забираются на гору Магура (1362 метра). Возвращаясь, еще раз останавливаются в Миндунке и идут к орнитологическому заказнику в урочище Дзюркач. А с Нового Мизуня поднимаются на гору Лысая (1134 метров).

Путешествие «Карпатским трамваем» предусматривает и другие варианты маршрута.

Полезная информация

Путешествия узкоколейке устраивают несколько организаций:

Отдел туризма ООО «Униплит» - (03477) 61-334, (050) 373-24-75.

Центр Туристической Информации, г. Ивано-Франковск - (0342) 50-20-20.

Ивано-Франковский областной государственный центр туризма и краеведения учащейся молодежи - (0342) 58-34-14, 58-45-96.


По материалам
Всеукраинского туристического журнала
"Карпаты"

+1
0
-1