Как не заснуть за рулём

Зображення користувача Oleg.
Автор: Oleg / Дата: 03.06.2012 20:56 /

Многие винничане-автомобилисты предпочитают отправиться на отдых — к морю на собственном авто. Поездка связана с необходимостью преодолеть около тысячи километров. Некоторые водители отправляются в путь вечеорм и едут всю ночь. Чтобы к утру наслаждаться свежим морским бризом.

Главная опасность ночной езды – можно уснуть за рулём. А это чревато аварией. У каждого водителя есть свой способ - как же не уснут за баранкой.
А как известно, сколько людей, столько и мнений. Например винничанин Олег Бурко говорит, что ему часто приходится совершать ночные авто вояжи. И у него есть свой метод борьбы с сонливостью.
- Перед ночной дорогой я всегда стараюсь хорошенько отдохнуть и выспаться. И, конечно же, беру с собой термос крепкого кофе. Ну и в дороге, на автозаправках, стараюсь всегда выйти из салона и размяться, - говорит водитель.
А другой винничанин, Сергей Грабарь, напоминает, что пассажир не должен расслаблятся на переднем сидении.
- Сладко посапывающий на переднем сиденье пассажир — сильный стимул для водителя заснуть тоже. Даже если организм все еще бодр, мозг настраивается на отдых. Монотонность дороги усыпляет, а не дай Бог, храп пассажира, еще и расдражает, - говорит Сергей.

Утренняя езда безопаснее ночной
Несмотря на все легенды (научно не подтвержденные) про «сов» и «жаворонков», физиологически человеческий организм настроен на сон в темное время суток и активность — в светлое. Согласно с данными Международного союза автомобильного транспорта за 10 лет, количество аварий по причине сна за рулем днем является незначительным (до 1% от всех случаев). А ночные аварии по этой причине — частое явление (больше 90% от всех случаев, остальное — вечерние часы). Свежий пример: на этой неделе водитель микроавтобуса заснул на крымской трассе и въехал в маршрутку с людьми. Результат — 6 трупов.
С точки зрения затрат по времени: выезжать рано утром или в ночь — разница небольшая. К примеру, если выехать в 21.00 из Винницы в Крым, то доехать получиться не раньше обеда (скажутся усталость и ограниченная видимость). При выезде в 4—5 утра доехать можно к 15—16 часам. Теряете пару часов, зато насколько безопаснее!

Высокая скорость усыпляет
Наши трассы практически не освещены, а фары у многих машин настроены неверно (слепят водителя). В результате быстрого мегания большого числа огоньков, глаза очень сильно и быстро устают. И чем выше скорость, тем быстрее наступает эта усталость и могут возникнуть даже галлюцинации — наверняка, каждому водителю хоть раз в жизни да перебегал дорогу столб. Кроме того, при высокой скорости риск попасть в ДТП в разы выше, чем при легальных 60—70—90—110 км/час (в зависимости от участка дороги).

Сон побеждают сном
Многолетний опыт показывает: лучшего средства против сна, чем сон, не существует. А 15—30 минут «дрема» помогают в десятки раз лучше, чем несколько чашек кофе. Останавливаться и засыпать нужно при первых же позывах сна — борьба со сном еще никогда не заканчивалась победой человека. Один знакомый водитель рассказывал мне о том, как он однажды проснулся в поле, за 30—40 метров от обочины в машине с заведенным двигателем и не мог даже вспомнить, как он в этом месте очутился. Если бы вместо поля был овраг, проснуться он мог уже на том свете.

Много кофе не нужно
Часто можно встретить советы водителю пить бодрящие напитки перед поездкой и в пути. Однако советуем не перебарщивать — 4—5 чашек способны повлиять на сердечно-сосудистую систему. Спать, возможно, и не захочется, но со смазанной картинкой дороги в глазах лучше не ехать.

Советы переднему пассажиру
Даже если у вас нет прав, все равно постарайтесь мысленно «посадить» себя за рулевое колесо: всматривайтесь в дорогу, особенно на перекрестках, неосвещенных зебрах и обочинах: у меня был случай, когда в 3 ночи не заметил человека, и от аварии спас только крик сидевшей впереди тещи. Также смотрите вперед — предупреждать нужно, например, если увидели грузовик или трактор, который едит без габаритов (очень частое явление).
Многие водители необъективно оценивают свое состояние — хотят спать, но не признают этого. Более того, многие даже добавляют газу, чтобы показать свою «нормальность». В этом случае нужно настоять на отдыхе. Ведь первый признак того, что водитель уже не в состоянии управлять авто, — раздражительность и неадекватная реакция на критику. В идеале договоритесь сразу с водителем о том, что авто будет раз в 2 часа делать 10—15-минутную остановку — безопасность поездки вырастет в разы, без особой задержки.
Кроме того, нужно требовать остановки, если водитель начинает часто моргать или сильно щуриться — явно сон уже близок. От «штурмана» требуется не отвлекать (например, просьбой что-то подать) и не спать самому. С водителем должен быть диалог: если не отвечает, нужно крикнуть или брызнуть водой.