Троллейбусы для Крыма
Как сообщил вчера президент корпорации "Богдан" Олег Свинарчук, руководство Крыма ведет с компанией переговоры о поставках в 2011 г. ста троллейбусов. По оценкам экспертов, сумма такой сделки может составить около 160 млн. грн. К настоящему моменту, отметил глава корпорации, уже завершается поставка партии троллейбусов в рамках предыдущего контракта, заключенного в октябре прошлого года. Тогда "Богдан" обязался поставить на полуостров 61 троллейбус на сумму 124 млн. грн., 31 из которых в компоновке для городских перевозок и 30 - для междугородних, для эксплуатации их на линии Симферополь - Ялта - Алушта.
Отметим, сотрудничество между "Крымтроллейбусом" и "Богданом" было несколько омрачено срывом производителем графиков поставок. Как утверждают власти Крыма, вопреки тому, что вся партия, согласно контракту, должна была поступить до конца 2010 г., к этому времени заказчик получил только 16 троллейбусов. А по состоянию на конец января в Крым поступило лишь 23 городских и 3 междугородних троллейбуса. Председатель Совета министров АР Крым Василий Джарты заявил, что невыполнение сроков поставок будет чревато штрафными санкциями для производителя.
Впрочем, обоснованность обвинений в адрес производителя не кажется вполне очевидной. Заминки с поставками могли быть связаны с несвоевременным финансированием заказа со стороны крымской администрации. Согласно полученной информации, производитель вынужден был требовать через суд оплаты аванса в сумме 72 млн. грн. Ответчик по этому иску в лице Министерства ЖКХ АРК (именно это ведомство подписывало контракт с "Богданом") объяснил проволочку с оплатой недостаточностью бюджетных средств на казначейском счете. Однако суд принял сторону истца. Поставка же товара на сумму, оставшуюся после предоплаты, согласно условиям договора, должна быть осуществлена не менее чем через 90 дней после получения аванса.
В "Богдане" сообщили, что все поставки идут согласно графику, предусмотренному договором. "Мы запустили производство сразу же после получения предоплаты, и сейчас троллейбусы уходят на Крым ежедневно. Последний будет поставлен где-то к концу февраля", - отметил пресс-секретарь корпорации Сергей Красуля.
В компании не уточнили, планирует ли производитель в текущем году предложить заказчику те же модели троллейбусов, которые уже начали формировать обновленный парк "Крымтроллейбуса", либо новые разработки, а также, в каком соотношении будут закупаться городские и междугородние троллейбусы. По словам Сергея Красули, это зависит от того, как правительство Крыма оценит потребности своего троллейбусного парка.
Рассчитывать на победу в тендере, который собираются объявить власти Крыма, наверняка будет и компания ЛАЗ (ООО "Львовские автобусные заводы"). Напомним, прежний тендер ознаменовался ожесточенной борьбой между его участниками. Львовское предприятие, проигравшее конкурс, обратилось в Антимонопольный комитет с требованием приостановить закупку, которое было удовлетворено. В итоге дело зависло в судах, и долгое время контракт "Богдана" висел на волоске. Впрочем, в корпорации утверждают, что к настоящему времени все взаимные претензии конкурентов друг к другу исчерпаны. "Мы отозвали все иски, которые имелись с нашей стороны к ЛАЗу, и то же самое сделали они по отношению к нам", - заявил Сергей Красуля. В ЛАЗе воздержались от комментариев на эту тему.
Эксперты отмечают, что в линейке ЛАЗа есть троллейбус, который является абсолютным аналогом модели "Богдана" Т-70110 (именно ее закупает "Крымтроллейбус"). У ЛАЗа это модель Е-193. С другой стороны, пока только у "Богдана" имеется сертификат, который позволяет эксплуатировать его технику на горных трассах (выдан профильным институтом МинЖКХ и обозначает, что техника прошла необходимые испытания).
Получить такой сертификат для ЛАЗа также реально, уверены эксперты. Тем более что власти Крыма разработали достаточно примитивное техзадание для троллейбусов, закупаемых для трассы Симферополь - Ялта - Алушта, отмечают в Центре экономического и политического анализа. Этот междугородний троллейбус сделан на базе городского: в нем три двери, одна из которых просто заблокирована дополнительными сиденьями. Это упрощает разработку, но создает дополнительные неудобства для пассажиров, считают аналитики Центра.
Кроме того, приспособленность такого троллейбуса для городских условий, а не для дальних переездов, влечет за собой отсутствие дополнительных багажных полок, а также наличие низкого пола, что не соответствует европейским требованиям по безопасности к технике, предназначенной для езды на трассе.
По материалам
Finance.ua