Россия. Самолёт снова взлетел
Самолет, который героический экипаж, спасая жизни 72 пассажиров, чудом посадил в густой тайге осенью прошлого года, снова поднялся в небо.
Ту-154, простоявший на заброшенном аэродроме в поселке Ижма шесть месяцев, сумел поднять в воздух летчик-ас Рубен Есаян. Крылатая машина взмыла в небо после короткого разбега всего в 800 метров, хотя в характеристиках лайнера значится, что разгон должен быть не менее 2200 метров.
Полет
К этому полету самолет авиакомпании «Алроса» готовили несколько месяцев, проверив до последнего шурупчика, чтобы избежать повторения аварийной ситуации. За день до взлета была расчищена полоса. Ответственный полет доверили летчику-испытателю первого класса, Герою России Рубену Есаяну.
Рубен уже ранее не раз перегонял Ту-154, которые стояли брошенными по несколько лет. Поэтому в ситуации с бортом, севшим в Коми, видел лишь одну проблему:
– Самое сложное – взлететь с короткой полосы, – рассказал он – Ведь стандарт для Ту-154 – 2200 метров.
Тем не менее взлет прошел гладко.
На прощанье, лайнер пролетел над ВПП и помахал крыльями полосе, которая гостеприимно приняла его во время его аварийной посадки.
В 11:15 самолет, на борт которого взяли минимальное количество топлива – 11 тонн, прибыл в Ухту.
После короткого перерыва Ту-154 отправится на завод-изготовитель в Самару.
Как показала проверка, причиной аварийной посадки стали неисправные аккумуляторные батареи, из-за которых у лайнера на высоте 10 тысяч метров полностью отказали все системы управления и выключились двигатели. Пилоты сотворили настоящее чудо, посадив самолет на заброшенном маленьком аэродроме в тайге.
Напомним, 7 сентября 2010 самолет Ту-154М авиакомпании "Алроса" произвел вынужденную посадку в аэропорту "Ижма" в связи с выходом из строя радиосвязного и навигационного оборудования и отказа системы электропитания. На борту было 9 членов экипажа и 72 пассажира. Посадка прошла нормально, никто из людей не пострадал.
Его аварийная посадка в сентябре прошлого года уже вошла в историю гражданской авиации, как счастливая. Напомним, лайнер выполнял рейс из Мирного в Москву, когда над республикой Коми у него отключилась система электропитания. Затем по цепочке вырубились все навигационные приборы, связь и насосы, качающие топливо из баков. Керосина оставалось на полчаса полета. Нужно было срочно сажать самолет, на борту которого было 72 пассажира. Пилоты вспоминали, как увидели спасительную полосу заброшенного аэродрома: «Вначале заметили речку. Где река, там жилье, поля и огороды, значит, площадка. Вдруг - полоса! Точно полоса? Точно. И мы стали разворачиваться, строить маневр. Три захода сделали, смотрели, вдруг там трактора стоят?..»
Для посадки такого лайнера, как Ту-154М, необходимо как минимум два километра. Длина полосы в Ижемском аэродроме - 1340. Поэтому самолет на огромной скорости выкатился за пределы полосы и остановился в тайге. Борт встретился лишь с небольшими соснами в человеческий рост. Люди не пострадали. Экипаж за профессионализм и героизм наградил президент. Самолет вытащили из болота, отремонтировали на полосе и вновь подняли в небо. Но что же все-таки произошло тогда на его борту?
Пенсионер Федор Артеев, пожалуй, один из немногих местных жителей, который не рад этому ЧП с самолетом. Федора Михайловича на старость лет буквально затаскали по следователям. Дело в том, что он был первым, кто сообщил спасателям о садящемся в лесу Ту-154, и теперь проходит по делу как свидетель.
- Я в тот день был у реки, - вспоминает он. - Как вдруг в ушах загудело, голову поднимаю, а в небе - огромный самолет! Он летел низко-низко, я аж голову в плечи вжал. В наших краях такие махины сроду не летали. Я сразу понял - у них там что-то неладное. Он вначале вдоль реки летел, видимо, летчики хотели на нее посадить. А потом скрылись в лесу. И тишина! Ну все, думаю, разбились...
Федор Михайлович побежал звонить в «пожарку». Но старику не поверили:
- Какой самолет, отец? - посмеялись в трубку местные огнеборцы. - Проспись!
Но дядя Федя был настойчив, перезвонил еще несколько раз. Тогда его заверили, что пожарная машина выехала в сторону «предполагаемой посадки».
- Но самолет этот потом вновь появился! - продолжает очевидец. - Вылетел из леса и полетел в сторону нашего аэродрома. Тогда, видимо, и увидел полосу...
На самом деле экипаж уже заходил на второй круг, чтобы сбить скорость и сесть на бетонку. Бортпроводники готовили пассажиров к жесткой посадке.
На этой полосе это уже не первое авиа-происшествие. Еще в 1977 году крохотный «кукурузник» (тогда в Ижму еще летали самолеты, пусть и маленькие), который заходил на посадку, врезался в трактор, стоявший на полосе. Тракторист, как выяснилось, нарушил все правила нахождения на взлетно-посадочной полосе, за то и поплатился - ему ампутировали травмированную руку. А пассажиры, к счастью, не пострадали.
- Это, можно сказать, было последним ЧП на нашем аэродроме до недавних событий, - признается нынешний начальник вертолетной площадки Сергей Сотников. Мужчина, которому в том числе, пожалуй, обязаны жизнью пассажиры и экипаж Ту-154. «Комсомолка» уже писала, как он все последние годы следил за полосой: вырубал мелкие деревья, воевал с коммерсантами, которые оставляли там доски и брусья, и гонял грибников, бросавших на полосе свои легковушки. Как чувствовал, что сюда когда-нибудь прилетит большой самолет.
ЧТО ПРОИЗОШЛО?
- Первое - это теплой разгон первого аккумулятора, поэтому начались отказы приборов в самолете. Дальше была цепная реакция, после которой часть оборудования отказала, экипаж перевел самолет на ручное управление.
- Когда самолет еще был в лесу, поговаривали, что, возможно, там его и оставят. Как памятник профессионализму летчиков. И отечественной авиации...
- После посадки комиссия доложила о том, что самолет в принципе исправен. Поэтому мы решили все делать поэтапно. Первое, что мы сделали, - откатили самолет его на полосу. Второе - пригласили специалистов с Самары, которые оценили состояние самолета. Сейчас перегоним его на завод. О дальнейшей судьбе самолета - будет он перевозить пассажиров или нет - пока говорить рано...
- Может, все-таки, присвоить лайнеру имена пилотов, посадивших его в экстремальных условиях? Или в честь поселка Ижма назвать?
- Это уже следующий этап. Но мы над вашей идеей подумаем!
Все эти дни взлетно-посадочную полосу готовили ко взлету самолета. В предпоследний день тракторист ювелирно разгребал остатки снега вокруг деревянного туалета, построенного на полосе полгода назад для охранников «тушки».
Ну а дальше удачный взлет, посадка в Ухте для дозаправки и стабильный перелёт в Самару на ремонт.
По материалам
КП