Лондонской подземке - 150 лет
Об украинском метро заговорили в Европе. Киевская станция подземки "Золотые ворота" признана одной из самых впечатляющих. Рейтинг опубликовала британская газета "Дейли Телеграф". По версии издания, первое место в списке заняла станция "Толедо" в итальянском Неаполе, а "Золотые ворота" разместились на пятнадцатой позиции.
А у старейшего в мире метро - Лондонского - сегодня юбилей. Подземке исполнилось 150. Какими были первые подземные поезда и чем сейчас удивляют проектировщики метро - в материале Светланы Чернецкой.
Разворотить полгорода, проложить колеи и опять залатать дороги. Технология строительства первого в мире метро сейчас выглядит дико. Движение на улицах останавливали на несколько месяцев, сносили целые дома, чтобы проложить тоннели на десятиметровой глубине.
Анна Рентон, сотрудник лондонского музея транспорта:
- Те первые тоннели стоят и сейчас. Проектировщики действительно заглянули в будущее и опередили время. Так что теперь мы стараемся сохранить не только архитектурные элементы, но и проектные разработки.
Первая в мире линия метрополитена была очень похожа на обычную железную дорогу, только - под землей. Поезда ходили четко по графику - несколько раз в день. В вагонах тоже были купе, но путешествие в них вряд ли назовешь комфортным. Пассажиры просто задыхались от копоти и запаха гари. Ведь тянули вагоны - паровозы. Но уже через 30 лет эту проблему решила электрификация метрополитена.
Светлана Чернецкая, корреспондент:
- Вслед за Лондоном подземный трафик начали организовывать во многих городах мира. Правда, только через шесть лет первое метро появляется в Европе - в греческих Афинах. А, к примеру, киевская подземка поехала почти век спустя после запуска лондонской.
Сегодня метро есть более чем в ста пятидесяти городах мира. И, конечно, лондонская подземка теряет свои позиции самой-самой. Опыт уступает молодости.
Самое современное, самое точное, самое безопасное - это все о метрополитене Дубаи. Открыли его 9 сентября 2009 года в 9 часов 9 минут и 9 секунд. Тогда беспилотный, автоматически управляемый поезд забрал первых пассажиров.
Энтони Барчел, проектировщик метро Дубаи:
- Это самая безопасная система в мире, уверяю вас - здесь невозможно, чтобы поезд сошел с рельсов, и тем более, чтобы составы столкнулись!
Фотоэлементы в дверях вагонов, исключающие травматизм, горизонтальные эскалаторы в переходах, бесплатный вай-фай и кондиционеры. Но вот, по уровню сервиса Дубайское метро все же уступает токийскому.
В поземке японской столицы на специальных схемах указаны номера вагонов, в которые удобнее сесть, чтобы выйти ближе к станции пересадки. За мировыми новинками Лондонское метро никак не поспеет.
Кен Ливингстон, бывший мэр Лондона:
- Как обычно, Великобритания нашла решение, а остальной мир его просто скопировал. И вот другая сторона медали. Поскольку мы были первыми, то не смогли учиться на чужих ошибках.
Но отсталой лондонскую подземку тоже не назовешь. Сегодня она разрослась до двухсот-семидесяти станций и покрывает не только город, но и три ближайших графства. Подвижной состав все время совершенствуют и следующий шаг - новые энергосберегающие вагоны. Вообще, власти решили в будущем вкладывать деньги не в расширение метрополитена, а - в его модернизацию.
Телеканал "Интер"