В Одессе сохранились раритетные рельсы
В Одессе сохранились остатки бельгийской конки позапрошлого века (Фотофакт)
Рядом с трамвайной конечной «Херсонский сквер» есть неказистая с виду небольшая лестница из двух пролетов. С обеих сторон лестница ограждена невысоким бетонным парапетом. В один из парапетов вместо перила-поручня вмонтирован рельс.
Вот этот неприметный с виду рельс и привлек внимание фотокорреспондента Думской. Дело в том, что на рельсе сохранилась маркировка, указывающая место и год выпуска: ANGLEUR 1895. С помощью интернета легко убедиться, что Angleur — это один из районов бельгийского города Льеж. А именно в этом районе расположен старинный, основанный еще в середине XIX века, завод по производству рельсов.
Бельгийское происхождение рельса вместе с его небольшими размерами дают основание утверждать, что это — остатки одесской сети конно-железных дорог, или попросту конки. Дата выпуска говорит о том, что рельс использовался, скорее всего, при ремонте одной из линий. Затем долгое время по ней ходили узкоколейные трамваи: в 1910-12 гг. многие линии конки превращали в трамвайные, просто протягивая над ними провода контактной сети.
Похожие рельсы малого размера также очень часто использовались в качестве опор для балконов в жилых домах, построенных на рубеже XIX-XX веков или при установке новых балконов в домах с коммунальными квартирами в 1920-е годы.
Старый рельс из Херсонского сквера вполне мог бы стать одним из экспонатов Одесского краеведческого музея или музея электротранспорта. Или даже занять место в экспозиции музея в Льеже.
Интернет-портал ДУМСКАЯ
Александр Вельможко