История винницкого вокзала в фотографиях
Все фотоснимки можно увеличить кликом "мышки" Винницкому вокзалу в этом году исполнилось 60 лет. В 1952 году было построено здание железнодорожного вокзала, которым мы пользуемся сегодня. Какова же история винницкого вокзала, и был ли он таким всегда – постараемся приоткрыть нашим читателям эту тайну. На самом деле это уже четвертое здание вокзала станции Винница. Так где же предыдущие? Почему они не сохранились? Первое упоминание о железнодорожном вокзале встречается в 1870 году, когда через Винницу прошла недавно построенная железная дорога Киев-Балта-Одесса, благодаря которой значительно улучшилось сообщение между Одессой, Киевом, Москвой, Петербургом. Вокзал находился на городской окраине, в конце Александровской дороги (ныне проспект Коцюбинского). Это было деревянное сооружение типа церкви с колоколом, звонившим по прибытии и отправлении поезда. Возле вокзала находилась торговая площадь. В связи со строительством железной дороги за последующие сорок лет Винница увеличилась в три с половиной раза, а по товарообороту вышла на первое место в Подольской губернии. Первое каменное здание железнодорожного вокзала было построено значительно позже, в конце 19 века. Это был небольшой вокзал, который соответствовал размерам нашего, тогда еще маленького провинциального городка. Винница не являлась узловой станцией и потому не могла тогда претендовать на огромный железнодорожный дворец, какими могли уже похвастаться соседние узловые станции Жмеринка и Казатин. Вокзал регулярно принимал пассажиров, почту, грузы. За день через Винницу проходило около четырех-восьми пар пассажирских поездов. Одновременно Винница была станцией для узкоколейной железной дороги, сеть которой была довольно обширной в те годы. Из Винницы узкоколейные пути доходили до Житомира и Гайворона. Вокзал был начальной станцией для первой линии городского трамвая: движение по маршруту «Вокзал-Женская гимназия» (нынешняя школа №2) началось в 1913 году. Этот вокзал был свидетелем революционных событий 1917 года, пережил годы Гражданской войны. В 1919 году на станции Винница находился штаб Второй Украинской дивизии под командованием Н.А.Щорса. После смутных лет становления новой страны в связи с увеличением темпов индустриализации и ростом города здание вокзала было уже мало для возросших потребностей области: Винница в 1932 году получила статус областного центра. Потому в середине 30-х годов ХХ века было принято решение о строительстве нового большого железнодорожного вокзала. Третье здание построили предположительно в 1939 году. Сооружение было выполнено в стиле советского монументализма. В январе 1940 года из состава Юго-Западной железной дороги была выделена Винницкая железная дорога. Новый вокзал в течение нескольких лет видел, как стремительно рос и развивался социалистический город. Платформы и залы станции уже все меньше заполняли люди в форме. Все больше встречались гражданские: студенты, специалисты, приехавшие в наш город на строительство новых заводов, девушки в легких платьях, едущие к морю. По своим задумкам и перспективам здание могло бы служить винничанам и по сегодняшний день, если бы не Великая Отечественная война. Во время войны мужественно сражались и железнодорожники. Рельсовая война приняла такие масштабы и такой характер, что фашистам пришлось отзывать с фронта целые дивизии для охраны своих коммуникаций. В Виннице и на станции активно действовала подпольно-диверсионная группа под руководством бывшего начальника станции Винница Л.И.Гречко. В 1943 году, во время отступления немецких войск из нашего города, вокзал был взорван захватчиками. Единственным, что сохранилось и работало до недавнего времени, был пешеходный мост (демонтирован в 2005 году). Восстановление вокзала началось сразу же после войны в 1945-1946 годах. Архитектором восстановления сооружения был В.К.Сидоманидзе из "Киевгипротранса". Новое здание было сдано в эксплуатацию в 1952 году, ровно 60 лет назад. Если присмотреться к фотоснимкам старого вокзала и нынешнего – можно найти некое сходство. Новый вокзал был дополнен подземным переходом на вторую платформу: если кто помнит, это был тоннель, посередине которого шел ряд квадратных колонн. Стены были облицованы белой плиткой, пол – коричневой, потолок побелен. На полу вдоль стен был сделан водяной сток, спрятанный под решетками. В 1953 году Винницкая железная дорога снова вошла в состав Юго-Западной железной дороги. Новый вокзал видел окончательное становление нашего города не только как центра сельскохозяйственного региона, но и как крупного промышленного центра. Недаром перед входом были установлены две статуи: слева – работника, а справа девушки-колхозницы. В лепнине фасада и холла можно увидеть большие венки из плодов сельскохозяйственных культур. Вокзал, как ворота города, давал понять, в какой регион приехал гость. К сожалению, статуи до наших дней не сохранились. Напротив вокзала, где сейчас находится автостоянка, был красивый сквер. Слева от вокзала, на месте кафе «Фонтан», располагался небольшой фонтанчик с фигурами мальчиков. К сожалению время не пощадило и его - он демонтирован ещё в начале ХХІ века. В 1965 году вокзал обслужил миллионного пассажира. Здание вокзала было свидетелем того, как менялась паровозная тяга на тепловозную. А уже в 1977 году через Винницу прошел первый электровоз. Вокзал видел, как молодежь 70-х уезжала покорять целину или строить далекий БАМ. В Москву ехали с отчетами в главки управленцы винницких предприятий. Уезжали отсюда и призывники на Дальний Восток. Всех провожал винницкий вокзал. 29 октября 2002 года была начата реконструкция вокзала. За счет демонтажа одного пути была расширена вторая платформа. Подземный переход полностью перестроен: его расширили и продлили до третей платформы. Он стал самым большим подземным переходом в нашем городе. Тогда же перепланировали кассовый зал: ранее окна касс находились друг напротив друга, а теперь расположены в один ряд. Заменена внешняя и внутренняя штукатурка. Рядом с вокзалом сооружена новая котельная. Полностью заменена система отопления и водоснабжения, обновлена система вентиляции и построена система кондиционирования воздуха, оборудованная мощными кондиционерами. И даже сегодня происходят изменения. Так, например, в прошлом году начали строить навес над второй платформой. Мы помним этот вокзал с детства. Хоть он и преобразился, но остался таким же завораживающим воображение дворцом, откуда начинается далёкое путешествие в другие города. Помним, как родители приседали «на дорожку» на чемоданы перед тем, как идти на трамвай до вокзала. И ты, еще ребенок, бежал за ними, ухватившись за ручку чемодана. И предвкушал долгожданную встречу с поездами. И вот сегодня, возвращаешься ты в Винницу. Как только поезд отправился от Казатина или Жмеринки, ты собираешь чемоданы и вглядываешься в окно. Да, вот наша Винница, вот знакомые с того самого детства очертания винницкого вокзала. Пора на выход, приехали!... Для справки Вокзал станции Винница-транзитная расположен на главном пути, по которому следуют поезда в страны СНГ и Европы. Вокзал станции Винница по своему расположению относится к боковому типу, по категории - к крупным вокзалам, обслуживает пассажиров пригородного, межрегионального и международного сообщений. Автор: Матюхов Олег Выражаю благодарность за помощь в подготовке материала администрации железнодорожной станции Винница, начальнику вокзала Г.В.Москальчуку, историку А.Федоришену, а так же всем фотографам, которые в разные годы делали прекрасные фотографии, представленные в данной статье. Далее - фотоподборка уникальных фотоснимков винницкого вокзала в разные годы: Фото трамвая и вокзала в 1952 году Реально классное фото вокзала Расписание движения поездов по станции Винница за 1988-1989 года Фото "360". Центральный вестибюль вокзала Фото "360" Зал ожидания вокзала Фото "360" Перон
Коментарі
Вот еще кадры немецкой кинохроники 1942 года, где снята жизнь винницкого вокзала
Фотография железнодорожного вокзала со стороны цетрального входа. 30-е годы.
Раритет опять таки))
Вырезка из газеты "тех" лет о сторительстве
Еще одна статья из газеты "Молодой большевик" от 1935 года о строительстве нового вокзала в Виннице:
Розклад руху пасажирських потягів у Вінниці (січень 1912 року).
Газета "Подольские Куранты" з приватної колекції А.Гродецького.