В поисках исчезнувшей трамвайной линии

Зображення користувача Oleg.
Автор: Oleg+34 / Дата: 06.12.2014 21:18 /

В Виннице есть несколько улиц, точнее участков улиц, где когда-то ходили трамваи. Но сегодня эти улицы не имеют даже намёка на то, что они были трамвайными. Это и проспект Коцюбинского, и старый участок улицы Соборной (Ленина), и участок по улице Фрунзе от Кирова до железнодорожной линии.

Намедни активисты сайта "ВТ" (Денис и Олег) выдвинулись на улицу Фрунзе, что бы найти какие-либо артефакты, указывающие на существование там трамвайного пути. То, что там была трамвайная линия - это доподлинно известно. Скорее всего нас интересовал сам поиск артефактов, связанных с работой трамвая на этом участке пути.


Историческая справка:
Трамвайная линия до суперфосфатного завода строилась в послевоенный период и была введена в эксплуатацию в 1950 году. Сюда начал ходить трамвайный маршрут №3 "Супзавод - Ремесленное училище". Демонтирован участок от улицы Кирова до "угольного поля" в середине 60-х годов.

Фотоотчет о проведении изысканий на улице Фрунзе

Типичный пейзаж улицы Фрунзе между мясокомбинатом и химзаводом: пустынная каменная проезжая дорога; слева - травяные заросли, где когда-то проходила однопутная трамвайная линия.

Первая находка, на которую мы обратили внимание - это, возможно, сохранившийся столб контактной сети. В то время контактную сеть или монтировали на "самопальных" железных столбах, или именно на таких вот деревянных.


Более точное доказательство трамвайной линии - полусгнившая шпала, вросшая в землю.

Еще несколько шпал были извлечены из под небольшого слоя земли.


На одной из шпал была найдена железная подкладка для рельсы, которая крепилась на одном костыле. Данный артефакт был без труда изъят из шпалы и скоро станет экспонатом Музея трамвая.

Денис придирчиво идентифицирует "трамвайность" шпал, измеряя шаблоном расстояние между отметинами, где когда-то были вбиты костыли: ровно 1 метр!

И вот ещё одна удача! В земле мы обнаруживаем интереснейший, по сути уникальный артефакт - трамвайную рельсу с характерным износом головки. Пришлось немного порабоать землекопами.

В конце трамвайной улицы выходим к железной дороге. Это целая площадь, которая в "те" времена называлась "Угольным полем". На этом поле сохранилось четыре бетонных столба, расположенных дугой, и указывающих огромность радиуса разворотного кольца. На столбах сохранились остатки элементов крепления контактной сети.

Вот такие скромные итоги поиска исчезнувшей трамвайной линии)... Ищем дальше...

+1
0
-1

Коментарі

+1
0
-1

Я там в детстве ходил. (Середина 70х). И как мне помнится, там были 2 пути. Не буду утверждать на 100%, но решил об этом написать. Больше того, Я помню был поворот на Красноармейскую и по Фрунзе они почти доходили до тогдашнего поворота, который разобрали, когда начали строить линию на вокзал. Тогда там кое, где оставались куски провисших проводов. К сожалению, как они крепились, не помню.

P.S. Поворот 2 и 3 тогда был более крутой, как в прочем и поворот возле ДК Заря.

+1
0
-1

Знаю, что по Ворошилова (50 лет победы), была 1 колея с разездами. Но этого уже не застал. Только на площади Победы, аж до тех пор пока не убрали трамвай с Коцюбинского, с двух сторон сквера шел трамвай,а на остановке был перход с одной колеи ма другую, и я удивлялся. "для чего тут перход на встречную линию". А теперь понял. По Ворошилова была одна колея и это переход для поворота на 1 колею по Ворошилова.

Зображення користувача ВинКи.
ВинКи16.12.2014 21:04 December 16, 2014
+1
0
-1

Небольшое дополнение. Переход с одной колеи на другую на пл. Победы просуществовал еще несколько лет после демонтажа линии от пл. Победы до вокзала по Коцюбинского и до того момента, когда окончательно был ликвидирован бульвар и обе трамвайный линии были передвинуты в сторону Электротехнического завода. Это было в районе 1979-1980 гг. Я еще хорошо помню, когда на этой "перемычке" пару раз видел стоящую Готу с дверьми на обе стороны. Зачем она там находилась - не скажу. Иногда там стоял вагон техпомощи.

+1
0
-1

Спасибо за комментарии. Но не совсем понял в первом сообщении что за повороты 2 и 3, и где они находятся? И куда доходили? Опишите более подробнее.

А по поводу однопутной линии на Ворошилова - вы правы. Там действительно она была. И как раз она же шла по Фрунзе до "угольного поля". Потом уже построили линию на Красноармейской и второй путь по Ворошилова.

Переход возле Дома офицеров действительно был, вот он на фото

Это первый вагон серии чехословацких трамваев Т4 поставки 1971 года.

+1
0
-1

Поворот 2 и 3 находился на том же месте, где сейчас рзворачиваются трамваи если надо нагнать график. 1 остановка не доезжая вокзала. остановка рынок, тогда химкомбинат. Наверное правильнее было написать "поворот в сторону Красноармейской".

За одно хочу задать вопрос.
Вдруг вспомнил. В детстве, когда-то, попал в район находящийся, теперь за тролейбусным парком. туда можно было попасть, кажется, только дворами. Там была довольно большая "поляна" и к этой поляне подъезжал небольшой грузовой состав рагружался (может наоборот загружал землю) и ехал обратно. Вагончики и паровоз были маленькие. Думаю колея была 0.8 метра. Когда спросил, то мне ответили, что это ветка кирпичного завода.
Может кто знает, помнит. Интересно, там, что нибудь сохранилось.

+1
0
-1

Про паровоз: какие года считать вашим детством? Про паровоз интересно. Начнем с годов.

+1
0
-1

Детство 1960е-70e года.
Железная дорога находилась тут
https://www.google.com/maps/place/49%C2%B014%2718.5%22N+28%C2%B027%2743....@49.2385019,28.4621606,21z/data=!4m2!3m1!1s0x0:0x0

Сейчас пересмотрел свой пост и понял что вас смутило. Попробую объяснить.
Если "ехать" со стороны "угольного поля" то поворот был на право, в сторону Красноармейской
Там было 2 поворота.
Один действующий и по ныне. За ним была конечная 2 и 3, а второй был примерно, как подходит линия с вокзала, но она поворачивала с Фрунзе от товарной станции (в то время,когда я её обнаружил, уже не действовавшая). И как, бы действующий поворот укоротил ту линию, что шла с товарной станции ("угольного поля"). Так, что вероятно линия до товарной станции действовала и тогда, когда проложили линию по Красноармейской.
Когда Винница начала получать Чешские трамваи, меня немного удивило, что не восстановили этот участок. Мне казалось, что там разгружать было бы удобней. И более того, не приходилось, бы в то время закрывать на пол дня линию на вокзал. В те времена Трамваи сгружали с помощью крана, а рабочие их толкали и тянули, пока трамвай не зависал точно над рельсами. Та ещё была работка.
Прошу прощения за некоторую косноязычность.

+1
0
-1

Можно попросить вас на простейшем графическом редакторе изобразить трамвайную развязку на Кирова? Хотелось бы визуально увидеть. Кстати да, возможно что линия между заводами действительно еще сохранялась после открытия участка по Красноармейской, и возможно была перестроена в двухпутную. Если можно, нарисуйте то, что помните в том районе.

Краном разгружали еще очень долго. Впервые домкрат начали использовать где-то в 1983 году. До этого еще даже гармошки разгружали краном: тут есть фотки и снятия краном и домкратом.

+1
0
-1

Я попросил папу нарисовать схему, и он подтвердил, что на том участке фрунзе були 2 колеи и находились они со стороны мясокомбината.
Вот примерная схема.


Левый поворот, был более крутой чем сейчас.

Не могу присоединить файл.

Провода были подвешены примерно на таких кронштейнах. Завитушек было побольше. И столбы были деревянные.
http://static.diary.ru/userdir/3/7/8/4/378480/76445547.jpg

+1
0
-1

Спасибо за схему. Значит вторую колею достроили, когда построили линию по Красноармейской. А что за невнятная линия в сторону вокзала? Какой то тупик?

+1
0
-1

Нет, это ошибка. Когда стерли небыло видно. Когда сканировали, вылезла.
А фотка, нашел в интернете, и штанги на столбах, как пример. Похожие, но больше завитков возле столба были на этой линии.
Sorry.

+1
0
-1

Насчет "паравозика" на кирпичном заводе, Первимайская. Это были 3 небольших вагонетки, побольше, чем в шахте, но тоже они разгружались опрокидываясь в сторону. А паровозик был открытым и оператор сидел не внутри а "сверху". Как мне кажется это был электтовоз и мне помнится вдоль линии стояли столбы с подвеской проводами. Когда пришли эти воспоминания, я подумал, как же их загружали, и опять пришло, вроде с помощью элеватора. Вот такие воспоминания.

Спасибо, что уменьшили карту, а то было, как то... не правильно, а как исправить не знал.

+1
0
-1

По поводу паравозика вопрос: он выходил за пределы завода? И куда мог двигаться? Просто до войны была построена трамвайная ветка к кирпичному заводу по улице Хлебной и Кирпичному переулку. Ей производились грузовые перевозки. Для чего был преобретен специальный трамвай-электровоз и грузовые вагоны. Фото пока не найдено. Но возможно тот локо что вы видели в детстве - это он и есть.

+1
0
-1

Я не бывал на кирпичном заводе. Да и тогда не знал, что он находился в этом районе. А теперь, как понимаю, этот "паровозик" возил землю из карьера на завод. Больше, к сожалению, ничего конкретного сказать не могу.