Моя Винница (Нил Крас)

Зображення користувача Oleg.
Автор: Oleg+23 / Дата: 13.12.2009 16:17 /

Нил Крас
Моя Винница
(во времена трёх послевоенных пятилеток)

Представлена глава, посвящённая винницкому трамваю.

Троллейбусы, имевшие вид переделанных автобусов львовского производства (а, может быть, это и было так?), появились, мне кажется, в самом конце пятидесятых. А трамвай в 1945-м уже был. Поэтому – лишь о трамваях.
Трамваи были старые. Кабины водителя – с обоих концов. Это было очень удобно, если надо было вдруг поехать назад. Стоило только перекинуть дугу (к ней для этой цели была прикреплена крепкая верёвка) и водителю перейти в другой конец вагона. Трамваи нередко сходили с рельсов («с рельс», говорили в Виннице). Тогда всех просили выйти, под колесо подкладывали булыжник (!), спрыгнув с которого колесо могло случайно попасть на нужное место. Не попадало – процедуру повторяли. Многократно.
А если трамвай сходил всеми колёсами с рельсов, то его на них затягивали. Машиной. Трамвайное движение замирало на часы.
Да, булыжники, как правило, находили у края проезжей части. Если же не находили, то выковыривали из мостовой, тогда ещё не покрытой асфальтом. Ломики у водителей (наверное, не только для этих целей) находились в кабине всегда. У некоторых же в кабине были припасенные (на случай) булыжники!

Те, кто стоял на задней площадке, могли рассматривать пустую кабину водителя. Там, на колонке управления, хорошо читалась бронзовая надпись «Всеобщая российская компания электричества». А сделаны эти трамваи были в Германии (ещё до революции!). Я бы не поверил, если бы в 60-е годы не сидел в Сочи в машине «ЗИС» (Завод Им. Сталина), в которой на каждой железке стояло клеймо «Made in USA». На этой машине в своё время перевозили того, чьим именем был назван завод, бывший не в состоянии производить машины, гарантирующие безопасность передвижения «корифея науки, гения всего человечества» (определение заимствовано из книг тех времён), имевшего дачу недалеко от Сочи.

Билеты продавали кондукторши (мужчины-кондуктора появились лишь в последние годы описываемого периода, причём их были единицы). Кондукторши начинали «отоваривать» билетами с задней площадки, где, сбившись кучей, плотно друг к другу стояли потенциальные безбилетники. А затем кассирши протискивались, прижимая высоко к груди висящую на шее сумку с мотками билетов и деньгами, в направлении водительской кабины. Протаскивание своего тела сквозь плотную людскую массу было для них делом непростым. Кассирши, напрягаясь, багровели. И, всё же, худых и плоскогрудых среди них было почему-то совсем немного. Попав в переднюю, весьма свободную часть вагона, кассирши, получив, наконец, возможность глубоко вдохнуть, на выдохе кричали: «Девочки! Пройдите вперёд! А мальчики пройдут за вами сами».

Если Вы покупали более двух билетов, то крайний был довольно часто половинкой. Вторая половинка доставалась следующему покупателю нескольких билетов. Для половинок у кассирш был всегда отдельный моток билетов. Так «экономился» один билет и прикарманивались ТРИ КОПЕЙКИ. Стоимость стакана газированной воды с сиропом. Но, как говорится, с миру по нитке – голому рубашка.
Большим шиком считалось (особенно, в вечернее время, когда контролёров не было), отдавая кассирше свои трудовые копейки, гордо при сём во всеуслышание заявить: «Билет не нужен!». Кассирша, странное дело, не упрашивала…

+1
0
-1